Экстремальная биография группы Metallica

Экстремальная биография группы Metallica

Я с опаской брался за чтение этой книги. Во-первых, ее написал Мик Уолл, автор книги о Led Zeppelin, которая мне очень не понравилась (подробности здесь).

А, во-вторых, я уже даже не знал, чего нового можно написать про Metallica? Я уже тысячу лет как прочитал популярную толстенную "Justice For All. Вся правда о группе Metallica" работы Джоэла Макайвера, где все было изложено достаточно подробно и обстоятельно.

При том, что я еще в 90-ых годах читал фанатскую книгу Алексея Глебова "Fun But True". Смешно, что мы с ним потом познакомимся лет через 25 у Олега Бочарова - еще одного алкоголика-металлиста.

А теперь о книге Мика Уолла. Сразу скажу, что совсем не понял, чего там экстремального? На фоне книги Ричарда Коула о цеппелинах, или книг Слэша, Мастейна и прочих героев огненных лет - ну, вообще, ничего экстремального. Даже убийств и гомосексуализма не случилось. И это странно, что даже Хетфилд так никого не пришил при всей его показываемой ненависти к людям. Хотя может и пришил, но просто не афишируется.

А, потом оказалось, что мне неожиданно понравилась эта книга. Знаешь, все биографии, как мне кажется, бывают двух типов. В одних тебе стараются как можно полнее перечислить все факты. А в других автор ставит задачу раскрыть характер и внутренний мир персонажей. Какими они были людьми и что на душе. Какая атмосфера и настроение. Мне больше нравится второй стиль, и у Мика получилась именно такая вещь. Если после книги о цеппелинах я обвинял его в том, что он просто вываливает факты и заимствованные куски из других источников - моря старых журналов, что я уже читал раньше, то вот книга о Метле - полна оригинального материала.

Просто Мик - это чувак, который на протяжении многих лет с ними тусил, бухал, ездил в туры и даже жрал наркоту - он и про это откровенен. Ему ли не знать пацанов - он с ними очень близко общался. И это очень ценное свидетельство очевидца. И там про всё. И про Мастейна, про Рона, про сложные характеры всех музыкантов, кокаин, бухло, девочек, безумную злобу, поцелуи Кирка с Ларсом, идею выгнать Ларса из группы за плохую игру, как гнобили Джейсона. В общем, много того, чего ты нигде больше не прочтешь. Там про Мастейна даже более понятно, чем из автобиографии самого Мастейна.

Как обычно ужасный перевод. Люди в нашем книгоиздательском бизнесе - те еще дилетанты. Нанять за копейки консультанта-редактора по музыкальным вопросам - им это просто в голову не приходит. Поэтому они иногда пишут "двойной бас" вместо "контрабас" и кучу другой чепухи. Им не понять, что народ, тусящий с музыкантами и пишущий о них книги - ну там у них немного другой уровень знаний, нежели у отечественных музыкально безграмотных переводчиков. Что книга Уолла про Zeppelin была ужасно переведена, что книга про Моррисона, что творение Дмитрия Бравого об AC/DC. Ну нельзя так обращаться с английскими текстами о музыке.

В переводе "Экстремальнаой биографии группы Metallica" перевод тоже традиционно очень далек от идеала. Можно буквально оборжаться, когда эти импотенты перевода пытаются объяснить технику Хетфилдовского палмьюта правой на даунстроке. Как они рассказывают о перегрузе в процессах записи, об игре и оборудовании Клиффа. Но они не виноваты. А вот тот, кто их нанял, не подумав о консультанте, - это лошня.

Поэтому в результате у книги переводчик, который не в курсе, что в контексте чтива show - это концерт, lead - это соло, record - это альбом, player - это гитарист, tone - звучание, night - вечер (ну не играют концерты ночью), и еще десятков пять косяков. Они даже вместо слова "ботан" или "зубрила" употребили в книге слово "заучка". Откуда этих лохов взяли? Как говорится, садись - двойка. Хотя я давно привык к этому лошарству. Отвратительный перевод!

В общем, все, что касается оборудования инструментов игры и записи, то в переводе ну это обычный ад. Нет ничего ужасного в том, что фанаты рока переводят книги о рок-кумирах. Но просто среди читателей иногда попадаются люди, которым важно точное понимание некоторых моментов, изложенных в оригиналах книг. Поэтому я сам перевел книгу про Пейджа и начал про Метлу и Ингви. А ты можешь жрать и другое. Кому и кобыла - невеста!

В этом плане никогда не забуду фильм "Джанго Освобожденный" товарища Тарантино. Как человек, много времени проживший с костылями в следствии серьезных травм ноги, я еще на сеансе сказал жене: "смотри, эта негрила бездарно придуривается - так не хромают с реальной больно ногой и так не пользуются клюкой в реальности", и потом бац в конце - оказалось, что он придуривался по сценарию и его разоблачили. То есть грамотные консультанты и тут все предусмотрели и даже рассказали, как надо неправильно хромать. Снимаю шляпу! Респект!

Но вернусь к книге "Экстремальная биография группы Metallica". Вряд ли буду перечитывать её еще раз. Да и как можно перечитывать биографии? Зачем? Но пока читал эту книгу - было интересно, увлекательно, и, самое главное, ново. При том, что тема кажется избитой и тысячу раз перемусоленной - ну что там еще скажешь? Но вот у Мика получилось накидать инсайдов о реальной вроде бы жизни конкретных людей. И это, разумеется, дает понимание того, почему те или иные альбомы получились именно такими. Понимание, но не одобрение.

Вообще, сложно быть группой Metallica. Фанаты хотят сделать из вас рабов, заставив играть определенную музыку. А у вас может быть тяга совсем к другому, и в 50 лет ты вряд ли будешь любить то, что любил в 15. И плюс помимо твоих желаний, у тебя могут быть мысли о том, что нужно делать с точки зрения бизнеса. Ведь это все работа, это деньги, это твои возможности кормить семью, покупать вещи и жить припеваючи. А в результате - этот вечный конфликт - они хотят от тебя одного, а ты хочешь другого. Фанатам просто забывают сказать, что музыканты работают работу, и что это просто бизнес.

Остается только стариковское брюзжание - вот в наше время все было другое, все было лучше, и даже Metallica была другой, а не такой, как сейчас. А уж какими Rolling Stones были 40 лет тому назад! И только Джефф Бек, отказавший и Роллингам и Пинк Флойд - какой-то гений, что продал душу дьяволу, и с годами только продолжает быть круче всех - даже в джеме с Метлой всех нагнул и без медиатора.

Хотя в целом, после таких книг очень прикольно подумать о том, что теоретически это очень даже могла быть совсем другая группа - Бёртон, Хетфилд, Мастейн, Ломбардо. Даже теперь думаешь, где найти дверь в параллельную реальность, чтобы посмотреть на этот альтернативный вариант развития вселенной? Не найдешь. А книгу можно прочитать. Книги - это прикольно. Рекомендую.