Steve Vai об импровизации

Этот абсолютно типичный для того времени и тех людей разговор был записан на диктофон моего мобильного телефона Nokia где-то в туре с мастер-классами по России и Украине осенью 2008 года. Где точно и когда именно, как и многие другие подробности - уже не вспомнить. Аудио-файл был забыт и пролежал на жестком диске компьютера до осени 2019, когда был обнаружен при "разборе залежей" перед тем, как выставить на продажу старый ноутбук. Я не стал его как-то редактировать при расшифровке, поскольку, считаю этот диалог в некотором роде историческим документом, помогающим лучше понять личность великого артиста.

Steve Vai об импровизации

До того как Сатриани приехал в Москву на мастер-класс, я не знал, что можно так импровизировать просто из головы без каких-то гамм и правил.

А Джо импровизировал на мастер-классе?

Кажется нет. Он играл там свои вещи. Но он импровизировал на интервью для радио до мастер-класса. И вот ты тоже можешь импровизировать как он. Это очень круто.

Ты опять шутишь, русский комик? Никто не может как Джо. А то, что я делаю, и ты называешь импровизацией - это не круто. Это называется просто уметь играть на гитаре.

Я никогда такой игры не видел до Сатриани и тебя, и мне кажется это очень круто.

Гитара - это твой голос, и уметь играть на гитаре - это уметь петь на гитаре мелодии из твоей головы, также как люди поют голосом. И как ты выдавливаешь гавно из своей жопы, и иногда из головы. Может ты не знаешь, что я профессиональный гитарист? Надеюсь, ты не забудешь вырезать из интервью слова про гавно и жопу.

Не могу обещать. Кто я такой, что бы редактировать слова такой большой звезды? Я маленький человек из русской деревни. Но даже я знаю, что ты умеешь играть почти как Стив Вай.

Стив какой нахрен? Кто такой мистер долбанный Вай? Когда я в хорошем настроении и не хочу срать, то могу играть лучше любого Вая в мире!

Не уверен, что ты можешь играть лучше Вая. Стив умеет импровизировать. И так много людей на свете восторгается умением импровизировать на гитаре.

Я не вижу, чем там восторгаться. Надо восторгаться окончательной музыкой, а не тем, как она сделана. Когда тебе приносят еду в ресторане или жена дома готовит, для тебя имеет значение, придуман ли рецепт сразу или когда-то давно?

Мне все равно, я только хочу, чтобы вкусно. Но ты не сможешь понять, долбанный вегетарианец. Поэтому давай лучше про импровизацию. Кажется, ты что-то немного понимаешь в этом.

Вся моя музыка - это результат импровизации. Просто какие-то мелодии из импровизаций кажутся красивыми и я делаю из них песни, которые играю всю жизнь. А какие-то я тут же выбрасываю, как говно в туалете. Не все, что из тебя выходит, является хорошим. Во всех людях есть говно. И его не надо показывать другим людям.

Спасибо за этот крутой совет! Стив Вай дал мне частный урок о том, что нужно делать с говном, и стоит ли показывать его людям. Скажи мне, вы вегетарианцы едите говно?

Да, но только если оно из кого-то, кто не ел мяса.

Тогда мое не подойдет.

Я бы испугался есть русское говно. Я предпочитаю американское. Или японское. Как эта гитара. Только не оставляй это в интервью, а то парни с Ибанеза пришлют ко мне сто ниндзя с катанами.

Я вижу ты уже испугался и начал срать. Как так получается, что разговор об импровизации сводится к говну? Это потому что ты долбанный шредер, играющий говно вместо музыки? Ты знаешь, каких-нибудь хороших музыкантов? Или у тебя плохой вкус как у всех учеников Сатриани? И поэтому они едят говно и играют говно.

Маленький человек с большим животом, в вашей русской деревне кто-нибудь знает про Джанго Рейнхарда?

Никто! Но я, конечно, много читал о нем в интервью Джеффа Бека. Кто-нибудь из вашей долбанной американской деревни знает об этом английском музыканте? Или вы только говно едите типа Металлики?

Как говоришь его зовут? Бек кто? Джефф Back In USSR? Никогда о таком не слышал. А вот Джанго был поразительный музыкант. У него не было пальцев на руке. Но люди любят его не за то, что он играл без некоторых пальцев, а потому что он делал гениальную музыку. Никто не может делать такую музыку даже с пальцами. Если бы Джанго был цирковым артистом, то публика в цирке любила бы его толко за игру без пальцев, потому что это было бы как фокус. Но он не был цирковым артистом и его любили только за музыку. И но прошло столько лет, а люди еще слушают его записи. Потому что это крутая музыка, а не потому что не было пальцев.

Если ты любишь кого-то только за то, что он играет импровизацию, то ты любишь его только за скорость сочинения. В этом случае тебе нужно быть не музыкальным фанатом, а фанатом спорта, где скорость является целью и результатом. Я люблю Джефа Бека за его музыку, и мне все равно, как он ее делает - сразу или когда-то заранее.

Если ты профессиональный музыкант - то это нормально, что ты можешь сразу играть то, что приходит тебе в голову. Это называется уметь играть. Но это форма, а не содержание. Это способ готовки, а не блюдо. А люди любят есть вкусные блюда, а не говно. По крайней мере я. Даже несмотря на то что я вегетарианец, я не люблю есть говно. Когда я слушаю твой любимый долбанный Led Zeppelin, то знаю, что там у Пейджи частично подготовленные партии, частично импровизация. Но мне все равно, где что. Мне важно, что он играет, и не важно как придумывает - сразу или заранее.

Это может быть важно для некоторых музыкантов, знать технологии других музыкантов, и думать "о, это круто, он сочинил соло сразу, а я свое целую неделю сочинял". Но слушателю все равно, сколько ты его придумывал. Они платят тебе за музыку, а не за скорость и фокусы. Потому что ты не играешь в цирке. У вас есть цирк в России?

Хочешь поиграть в цирке? Будет круто, если ты еще спросишь, если у нас медведи. Добро пожаловать в Россию! У нас есть цирк, и есть медведи. И один из них по имени Алекс даже переводит на твоих мастер-классах. Будешь плохо играть, я отвезу тебя в цирк и тебя там трахнет медведь. Специальный медведь вегетарианец. Ты точно наделаешь говна от такого. У нас навалом медведей. И только с гитаристами не так хорошо, как с медведями, поэтому мы приглашаем из американских деревень всяких гитаристов типа какого-то долбанного Вая. Который умеет круто импровизировать.

Я могу придумывать миллионы мелодий в минуту, но не все они будут хорошими. А людям нужно что-то как "For The Love Of God", мелодию которой я когда-то также придумал сразу.

А ты умеешь импровизировать по гаммам и музыкальным ладам? Может тогда у тебя получится что-то хорошее вместо того говна, что ты обычно играешь?

Да, умею. Но творчески это сложнее для меня. Потому что обычно я люблю играть свободно и моя музыка течет как вода. Или как говно из тебя. А если делать это по гаммам, то у меня будут границы, за которые я не смогу выйти и мне надо будет думать как их придерживаться. Дополнительно думать - это сложно. Ты меня понимаешь, ведь тебе сложно думать и ты никогда этого не делал. Ты только про говно думал. Мы с тобой похожи в том что нам сложно думать. Мне тоже сложно думать. Потому что я из Америки. И поэтому мне сложно думать. И мне достаточно уметь играть на гитаре. И поэтому можно не думать. Мне достаточно того, что надо помнить какие нужно нажимать кнопки на педалях. Представь воду, которую выливают из бутылки. Моя музыка - это вылить ее на стол и никогда заранее не знаешь, какую она примет форму. Это может красиво получится. А играть по гаммам - это как выливать ее в стакан. Это не так интересно и заранее знаешь что получится.

Ты долбанный сумасшедший. Воду надо не на стол а в рот лить. Как я делаю с пивом. И теперь я боюсь после тебя заходить в туалет в гримерке. Там можно обнаружить озеро на полу.

Это лучше, чем если бы я сделал это тебе в сумку.

Я бы мог продать ее за много денег. Сумка с маленькой частью Стива Вая!

Не такой уж и маленькой! Я люблю тебя, мой безумный друг, и могу сделать для тебя все что пожелаешь. Если ты хочешь, то без проблем могу наполнить твою сумку своим говном.

А мне можно будет снять видео как ты это будешь делать?

Да, если со мной будут другие русские артисты. И медведи! Мы можем сделать джем говна в твою сумку.

Медведи и цыгане!

Какие нахрен долбанные цыгане?

Обычные русские цыгане как мой дед, и я скажу им, что у тебя есть bad horsie, и они ее украдут, потому что они любят лошадей.

Зачем им нужна моя bad horsie?

Они цыгане, как Джанго Рейнхард, но только играть не умеют. С твоей bad horsie они смогут выступать в цирке с медведями. В России на этом можно сделать большие деньги. А не такие маленькие как ты здесь делаешь со своим шредерским говном.

Да, это маленькие деньги, но не такие маленькие как твой хуй. Ты можешь его показывать в цирке и зарабатывать деньги на этом шоу маленького хуя!

Мне не нужен большой хуй, потому что я не знаменитый музыкант, и у меня нет множества девушек фанаток, которых я бы трахал этим большим хуем.

С такого типа ментальностью тебе надо стать блюзовым музыкантом. Сочинишь Блюз Маленького Хуя и у тебя будет много фанаток от такой музыки.

Отличная идея. Будешь моим гитаристом? Ты же умеешь импровизировать в блюзе?

Я ненавижу блюз! Я буду играть мое шредерское говно до своей смерти, а ты пой блюзы про свой маленький хуй!

(пою на русском) На маленьком хую сквозь бури, дождь и грозы....

Great blues singin! Ты обязан сделать это на сцене на моем мастер-классе. Если ты споешь, я там сыграю на гитаре с тобой!

Спасибо! Это все о чем я когда-либо мечтал! Но пожалуйста играй хорошо, а не как обычно играешь. Никакого шредерского говна. Blues only!