Параметры идеальной гитары

Ну, хорошо. Давай, отбросим в сторону все ненужное, и поговорим о чем-то реально важном и насущном. Прости, но в этот раз не о бабах, как бы мы их ни любили. Они, конечно, тоже важны, но сколько уже можно? Ведь классическое 90-60-60 уже придумано до нас, и ничего нового про них все равно не скажешь. Поэтому давай про гитары.

Нет ни одного нормального человека, кто бы не задумывался об идеальной гитаре. Какая она и как обрести ее в своем сердце, а еще лучше в руках! Ниже будет то, как я вижу идеальную гитару на основе собственных многолетних поисков, и общения с людьми, которые делают (в Gibson/Fender Custom Shop) практически идеальные гитары на заказ для других.

Ты, конечно, можешь сбросить маску умного человека, и, прикинувшись натуральным идиотом, пойти посмотреть тысячу видосов от блогеров, что в погоне за популярностью с утра до вечера штампуют безумную мыльную оперу репортажей из убогого дурдома своей безграмотности. Они - как преподаватели гитары - волшебники, не сумевшие стать музыкантами, но зато учащие этому других. Знающие все рецепты, доктора, лечащие народ, но не вылечившие себя. А чего не сделаешь в погоне за донатом и лайками? Старая как мир история из миллиона книжек, которые ты не читал. Жевать не пережевать.

Поэтому давай про другую старую историю. Про поиск абсолютной истины и правильной здоровой красоты без каких-либо извращений. Это миллион первые советы по тому, как выбрать хорошую гитару. И эти советы ничем не лучше всех остальных. Никаких претензий на истину. Вы не в церкви, вас не обманут, - написали Ильф и Петров в книге, которую ты тоже, скорее всего, не читал. Да и зачем тебе книги в век телевизоров и блогов? Тебя и там неплохо кормят. Поэтому продолжай играть говно на плохой гитаре, пока я буду говорить о хорошей.

Параметры идеальной гитары

Итак, понеслась. Начнем с грифа.

Чем больше мензура, тем лучше звук. Мелкие мензуры типа "гибсоновской" хороши для людей с маленькими руками, и для тех, кто много играет замысловатых аккордов, где требуется хорошая растяжка (вот тут то мы все и подумали про джазистов с их любовью к Gibson). А увеличение мензуры дает улучшение звука. Баритоны звучат лучше всего, но это не для всех рук. И если ты физически можешь играть на хотя бы "фендеровской", то попробуй остановить на ней свой выбор просто ради звука. В свое время в Gibson Custom Shop придумали и выпускали Les Paul с фендеровской мензурой (2014 Long Scale Les Paul). И он звучал намного лучше обычных Les Paul с "гибсоновской" мензурой. Точно также у Fender есть модель Jaguar, где мензура короче стратовской и телекастеровской, и звучит этот Jaguar (плохой котик) намного хуже стратов и телеков. Конечно, маленькая мензура немного удобнее большой. Но ведь речь идет о музыкальных инструментах, и о красоте звука, который подчеркивает красоту музыки.

И, знаешь, с маленькими сиськами тоже жить удобнее, но ни одна баба в здравом уме не идет уменьшать сиськи. А вот, на увеличение стоят громадные очереди! Красота прежде всего!

Чем толще гриф, тем лучше звук. Наверное, люди, досконально знающие физику и понимающие разного рода резонансы и колебания с точки зрения науки, сумеют очень легко это объяснить, но такой народ с приличным высшим образованием практически никогда не попадает на должности работяг из гитарных мастерских. Поэтому у тех парней все знания растут из почвы исключительно практического опыта. И, надо понимать, что у них было предостаточно возможностей установки грифов разной толщины на одну гитару. Но на что не пойдешь ради удобства? Жизнь - мерзкая штука, поскольку постоянно приходится чем-то жертвовать и идти на компромисс. Семейные люди это хорошо понимают. И даже классическое "и рыбку съесть и на хуй сесть" - получается не у всех баб, хотя мы вроде как с самого начала решили не говорить о них здесь. Простите, не сдержался. В общем, придется выбирать, что тебе важнее - удобство грифа потоньше, или получше звук с грифом потолще. Хорошо быть Марком Нофлером, перед которым такие вопросы не стоят. И звук его леспола поприятнее "кастрюльного" гибсона помешанного на тонких грифах Джимми Пейджа.

Клен - идеальный материал для грифа. Он хорошо звучит, что на чистом звуке, что с перегрузом (вспомни, гитары Jackson или, например, звучание лесполов Закка Уайлда). И, кстати, на кленовом грифе нет никакой разницы между звучанием рабочей поверхности из палисандра и из клена. Это исследовалось миллионы раз на миллионе гитар. И ты, Фома Неверующий (кстати, знаешь из какой книги этот персонаж?), можешь послушать записи Стива нашего Рэй Вона или Джеффа Бека. Скажи, еще, что "их палисандрам не хватает стекла". Вся разница между кленом и палисандром в дизайне, ощущениях на кончиках пальцев, технологии обработки и процессе закупки в производство (откуда и по каким ценам). Ты видел слово "звук" в предыдущем предложении? И его там нет. Поэтому не надо выдумывать Деда Мороза в обществе африканцев - им незнакомо понятие "мороза".

Лучше всего звучат металлические порожки. Не пластиковые, и не костяные. Когда ты слышишь звук струны, то она колеблется, опираясь на точки опоры. И чем жестче эти точки опоры, тем лучше она колеблется, поскольку мягкие материалы глушат колебания. Поэтому в школе на уроке физкультуры малолетние дебилы кувыркаются на мягких матах, а не на жестком деревянном полу. Чтобы глушить колебания тела и не сломать ненароком позвоночник. И поэтому люди играют в футбол на поросшей травой земле, а не на асфальте. Все дело в колебаниях и точках опоры.

Думай всегда о звуке как о колебаниях! Что такое хреновый сустейн? Это просто какой-то мерзотный элемент конструкции некстати гасит колебания струны, мешая процессу, словно идиот, случайно заходящий в комнату, где твою длинную мензуру кто-то с большими хамбами ритмично отсасывает с долгим правильным сустейном. Вот тут то твой сустейн и обламывается.

У электрогитары струна с одной стороны, там где бридж на корпусе, опирается на металл. И с другой стороны, она тоже опирается на металл, но уже на металл ладов на грифе. И только открытые струны могут колебаться с опорой на кость или пластик со стороны головы грифа. Но не будь идиотом без макета мозга внутри головы. Если бы это было хорошо для звука, то все лады на гитарах давно бы делали из пластика или кости. Но это материалы более мягкие, нежели металл. А что может быть лучше металла? Heavy Metal Is The Law, сказал когда-то в вечность Кай Хансен из группы Helloween. (И ты, главное, не путай метаЛ и метаЛЛ)

Если будет скучно, то попробуй поиграть на безладовой гитаре (именно гитаре, а не басу), и посмотри как будут колебаться и звучать твои струны без металлической опоры со стороны рабочей поверхности грифа. Думаешь, случайно Vigier делает свои безладовые гитары Excalibur Surfreter с металлической рабочей поверхностью грифа?

Попробуй поиграть слайдом, но не металлическим или стеклянным, а каким-то более мягким - деревянным, например, как твоя голова, которой сложно внимать элементарным доводам разума. Попробуй палец вместо слайда. Как тебе результат, умник? Отбери у кота кость куриной ножки, если сможешь - ведь по мнению тысяч знатоков, кость точно лучше металла в плане звука. И пусть кот тебе за это в кейс нассыт! А в мозгу твоем и ушах даже без кота уже нассано, если ты считаешь, что кость лучше металла.

Ты, конечно, имеешь право на звонок адвокату и вопрос, почему в таком случае большая часть производителей не ставит металлические порожки? Металлические, дружок, дороже стоят и требуют больше усилий на изготовление и установку. А зачем лишние траты, если тупой народ с обоссаными ушами и мозгом будет и без металлических порожков покупать?

Это только Джефф Бек - профессиональный автослесарь (без шуток), и поэтому у Бека на всех Фендерах металлические порожки уже 30 c хреном лет. А Ингви думаешь просто так на свои страты порожки из металла ставит, нарушая все уважаемые каноны олдскула? Ага! Человек, способный уловить мелодию среди десятков нот в секунду, уж точно слышит разницу в материале порожков.

Но людям же нужен не звук, а нужны гитары как у любимых звезд. Люди, и не слушают гитары, и не слышат звук. А в гитаризме на каждом шагу есть древние традиции, в том числе и из тех времен когда с металлом у людей было не очень хорошо. Тогда струны делали из жил - им на костяном порожке было вполне окей. В дело шло тогда, все, что можно было достать из организма зверья - кости и жилы. И никто не знал, что когда-нибудь появятся металлические струны. Когда их придумали, то в замене порожков на металл смысла не разглядели. Дикие люди. У них даже айфонов не было.

А у тебя, дружок есть Google. Потому советую не тормозить и залезть в Wikipedia, чтобы почитать , например, про графит. В разделе "Физические свойства" есть очень классная информация: обладает низкой твёрдостью; относительно мягкий. И что, ты еще мечтаешь о графитовых порожках и седлах? Но ведь, это же не туалетная бумага, - зачем там мягкость?

Продолжим разговор о металле и точках опоры. Бриджи, дружок! Ставь только металлические, с металлическими седлами. Или тебя нужен глухой невнятный саунд джазовых гитар прошлого века, где стояли деревянные бриджи? Только металл и никакого пластика. И только струны сквозь корпус. Это мы так продолжаем разговор о точках опоры, которые влияют на колебания.

Никаких Bigsby и Floyd Rose!. Все бриджи, названные именами реальных людей, - это порождение сатаны, о чем тебе скажут в любой церкви имени Святого Лео. Надо сказать, что Лео - это, в целом, прекрасное слово. В нем есть что-то кошачье, и им всегда называли прикольных русских людей типа Фендера Брежнева, Коэна, ДаВиничи, ДиКаприо или Месси.

В общем, в соответствии с учением преподобного Хардтейла, такие вещи, как Bigsby, Floyd Rose и все вариации на тему Fender Jazzmaster Floating Tremolo придуманы инженерами исключительно для глухих людей. Ибо глухие свой слух все равно не могут покормить звуками, так хоть глаз насладится красотой хромированных частей, и мозг возрадуется при осмыслении затейливости конструкции.

Бридж типа "Tune'O'Matic + Stop Bar" и разные варианты Wraparound в плане звука, конечно, лучше механизмов из предыдущего абзаца. Но лучше только за счет того, что у них есть металлические части, которые вкручиваются в корпус, пусть и не напрямую, а через втулки. Но и даже в этом случае, Tune'O'Matic + струны сквозь корпус" звучит намного лучше, чем "Tune'O'Matic + Stop Bar". И помни, что "Струны сквозь корпус" - это волшебное заклинание, которое должно стать правилом для любого, кто озабочен поиском хорошего звука, а не только клёвых сисек на какой-нибудь приятной бабе. Извини, что опять отвлекся.

Поэтому только hardcore hardtail, tele bridge, strat tremolo. И только совсем уж в крайних случаях "на безрыбьи" когда "если нет красивой бабы, то пусть надувная некрасивая" можно обращаться к разврату типа Tune'O'Matic и Wraparound, но при этом, всегда помни, что для тех, кто думает о звуке, нет на свете никаких Bigsby, Floyd Rose и Jazzmaster Floating Tremolo, ибо это даже не правая рука уже гомосексуализм.

Мужеложество в чьих-то глазах может быть красивым, и в нем при желании можно найти море отсылок к истории рода людского, но это не перестает быть болезнью относительно естественного природного процесса. Также, как плохое зрение - это не грех, с этим можно жить, и это было у множества великих людей. Также вот и все эти уродские бриджи - ты можешь на них играть и куча великих играло, но это болезнь относительно нормального хорошего звука. Просто мы любим песни великих людей за их музыкальную составляющую, а не за качество звучание. А потом происходит смешное - скопировать их музыкальный дар мы не в силах, а вот воссоздать тот же самый звук, ставшим любимым из-за музыки, но не всегда являющийся хорошим... вот за счет этого гитарный бизнес продает свои миллионы не самых лучших гитар.

В принципе, если не говорить о радости для глаза, то никакой именно музыкальной необходимости в бриджах типа Bigsby и Floyd Rose в природе не существует. Там где музыка, а не трюки и спец.эффекты - всё это можно сыграть на стратовских тремоло с опорой на два винта. Послушай Wicked Game Криса Айзека и забудь о Bigsby - там все сделано на страте. Сатриани придумывает всю свою музыку на страте, причем древнем из 50-ых, с бриджем на шести опорных винтах. У Вая в домашней студии заблокированы флойды почти на всех Джемах. А ведь эти люди с итальянскими фамилиями - иконы рычага!

Флойд - это игрушка для цирковых фокусов цветастых восьмидесятых, и он никому не нужен для того, что называется музыка. Петручи и Гилберт давно повзрослели, отказавшись от флойдов в пользу хорошего звука.

Ставить на свою гитару флойд в 21 веке - это также смешно и нелепо, как носить цветастые лосины и крашенные кудри до плеч в эпоху, когда восьмидесятые уже закончились. Тоже самое можно сказать про бигсби и ношение ковбойских сапогов. Карнавал вместо музыки. Ты хочешь быть клоуном?

А все, что касается нужных для музыки изменений высоты нот, их можно сделать стратовским тремоло с опорой на два винта. Посмотри на Энди Тиммонса и его жизнь без флойда - еще один расставшийся с ярмарочными игрушками 80-ых.

Но хватит о железках - идем дальше! Не существует какого-то одной лучшей породы древесины. Конечно, все породы различаются по своей плотности, и, соответственно, влиянию на резонанс и колебания. Но ведь и сами деревья даже в рамках одной породы растут в разных условиях. На любой гитарной фабрике мира ежедневно происходит десятки случаев скотоложества, когда две соседние одинаковые гитары с одного конвейера вдруг имеют различия в звуке. Это подтвердит продавец гитар из любого гитарного магазина в мире. Достаешь из коробок идентичные инструменты одной модели и вот она - разница налицо почему-то.

Есть куча идиотов, не только считающих, что дерево не влияет на звук электрогитары, но и несущих эту ересь в народ. Вот тут то и думаешь о том, что у инквизиции, Гитлера и Сталина были весьма действенные методы борьбы за правильную, по их мнению, точку зрения. Просто не существовало свободы говорить все, к чему тебя тянет твой неразумный мозг, а точнее его сделанный из гавна и соплей макет. И поэтому не существовало блогеров.

Конечно, в электрогитаре дерево не влияет на звук. Но оно влияет на колебания. А струны колеблются по-разному в зависимости от того, на что установлены точки опоры струн! И дерево разной плотности, жесткости и массы по разному влияет на колебания струн. Вот и все, дружок. Конец спорам, накрывай монитор ссаными тряпками - мать зовет тебя обедать - борщ на столе

А ведь все эти долбанные колебания потом и преобразуются в звук посредством электромагнитов в звукоснимателях. Именно это и называется электрогитара! А не та фигня, что выдумывают себе идиоты, покупающие крафтовое пиво вместо классики. Думай о колебаниях и размышляй волнами. Ведь волны это наше всё и так приятно расслабляться по волнам... Рыбы - совсем не дураки и поняли это намного раньше нас. Поэтому они живут в воде и не собираются оттуда выбираться. А мы, идиоты, благодаря своей тупизне, уже засрали и зассали не только мозги, но и всю сушу, отчего скоро вымрем нахрен. Туда нам и дорога!

Дерево влияет! О чем говорить, если ты и сам неоднократно видел семьи с парами сестер, иллюстрирующих явление "куколка и крокодил"? И обе они были сделаны как-будто из одинакового дерева, которое не должно влиять на результат. И вот тут главное, чтобы тебе не достался "крокодил". Об этом мы сейчас и беседуем с самого начала. С деревом, которое ты выбираешь вслепую, "избежать крокодила" можно, только основываясь на статистике и теории вероятности. Ты и сам понимаешь, что (при выборе вслепую) у 25-летней бабы (в рамках теории вероятности) намного больше шансов потом понравится тебе, нежели у 55-летней. Но все равно не выбирай баб вслепую, щупай их хотя бы. И гитары!

Сестры Wilson из группы Heart

Так и с деревом. Ты примерно представляешь, что махогони получше поддерживает колебания, ведущие к образованию низких частот. Но это все настолько условно и примерно. Столько разных кусков махогони на свете. Вся фишка в том, что ты слышишь готовый звук гитары, формирующийся не только из дерева, но и всего остального, о чем писали выше. Вся эта мерзость типа мензуры, порожка, бриджа, профиля грифа... и это мы еще не говорили про толщину и тип лака да краски... а ведь потом в дело вступают ещё звукосниматели, усилитель и колонка. Море красивейших гитарных звуков на звездных записях - это, на самом деле, заслуга усилителей, куда изначально втыкали крайне убогие гитары. Но кто об этом знает? Ведь в кадре всегда гитарист с гитарой, а не гитарист с усилком в руках. Поэтому люди привыкли додумывать "якобы великую" роль гитары в звуке. А там еще и руки, которые не продаются в магазинах.

Кстати, может еще и про струны/шнуры поговорим? Или твоему мозгу хватит для одного раза?

Лучших датчиков не бывает! Звукосниматели - они как микрофоны. Они все окрашивают звук в ту или иную сторону. И им всем надо чтобы изначальные колебания поступали в них правильные. И датчики, если по уму, то просто подбирают под остальной набор словно количество перца в борще.

Понимаешь, чувак? Звук электрогитары - это именно как борщ. Там столько всего влияет на финальное удовольствие! Включая кусочек сала с черным хлебушком и стопариком водки рядом с тарелкой на столе - без них борщ - просто хрень далекая от завершенности! А ведь многие считают, что если притащил в дом симпатичную хохлушку с мощными хамбами размера 3+, то вроде как об остальном можно не волноваться. А ведь ещё нужно купить мясо, капусту, свеклу, чеснок, морковь, картошку, перец, соль и сметану! И неплохо бы чтоб кот, мурлыча, терся об твою ногу, когда ты борщец наворачиваешь. И чтобы поливы Энди мать его Тиммонса из колонки на фоне всей этой благодати разливались. Такие вот обширные параметры идеального борща!