Мутация гитариста в 21 веке

автор текста : Сергей Тынку

В мире ничего не стоит на месте. Все постоянно меняется. Иногда и в лучшую сторону. Не забывай, что мы живем в эпоху, когда играет, а точнее творит, великий Лео Месси, и ведь ничего подобного его игре раньше просто не существовало.

А вот с гитаристами вышло все иначе. И тут уместнее вспомнить судьбу обычного деревенского петуха. Когда-то он был королем - большим нахальным красавцем, который своим дурным голосом будил всю округу. Он трахал куриц, клевал попавшихся под боевое настроение кошек, собак, детей, и отчаянно бился с другими петухами.

А что с ним произошло сейчас? Он ведь даже не успевает стать петухом. Бедняга вылупляется в инкубаторе, попадая с рождения в тюрьму ради того, чтобы хозяева поимели с него свои две копейки. Короткая жизнь в адских условиях тесной клетки, и тебя убивают молодым, чтобы продать труп на прокорм захватившим планету двуногим тварям. Для чего ты родился и жил, бедолага-недопетух?

Когда-то давно, в 20 веке, когда тебя возможно еще не было на свете, гитаристы изначально появились как еще один подвид музыкантов. И смыслом функционирования гитаристов была попытка принести людям удовольствие посредством музыки. В этом были суть и божественное предназначение их жизней. Производить музыку для людей.

Ты может расстроишься или не согласишься, но в 21 веке, смысл существования гитариста стал совсем иным. Он пребывает в гитаризме ради совсем других радостей. Приносить прибыль, то есть радовать людей, но не музыкой, а своими деньгами - вот для чего нужны гитаристы в наше время. Чтобы платить!

Производители товаров для гитаристов - все эти бесчисленные бренды, продавцы товаров для гитаристов в лице магазинов, производители и продавцы услуг для гитаристов - преподаватели и блогеры, сервисные службы (частные лица и мастерские), репетиционные базы - вот паразиты на шее гитаристов кому, нужны гитаристы, которые в наше время, так сложилось, кормят море людей.

А вот радовать народ музыкой у них уже не получается. И на то есть много объективных причин.

Во-первых, ощутимо упал спрос на новую музыку гитарного характера, что во многом объясняется изобилием уже существующих записей музыки и тем, что называется "сытость" или даже "пресыщенность" публики. А ведь еще в каком-нибудь 19 веке никаких записей не было, и людям приходилось слушать только музыкантов живьем.

Во-вторых, в обществе объективно произошел спад уровня духовности, что породило снижение культурно-творческого потенциала гитаристов, чьи возможности создания музыки (способной порадовать людей) стали близки к нулю. Можно назвать это деградацией креативных способностей.

В-третьих, благодаря стараниям зарабатывающих на гитаризме участников рынка, в гитаризм попадают люди самых разных, и зачастую, а точнее, в подавляющем большинстве, крайне низких способностей к музыке. Тюнеры, преподы, методики, качественные инструменты - все это в изложении заинтересованных сторон поможет стать гитаристом якобы любому, даже кривому и глухому. Отсюда происходит массовый рост количества гитаристов, изначально неспособных к созданию музыкального продукта.

Это как, если бы в футбол, брали народ, не умеющий даже бегать. Хотя начинаешь в это верить, глядя на наших нынешних футболистов.

А людям в наше время неинтересно слушать гитару. И даже если их и удается к этому привлечь, то у них не получится ощутить удовольствие в процессе прослушивания.

Но почему же тогда в таких условиях ещё существуют гитаристы и даже появляются новые? А в этом и состояла суть их мутации в 21 веке. Им придумали новые смыслы.

Разумеется, идея того, что гитаристы существуют только ради того, чтобы кормить заинтересованные стороны, никак не пропагандируется в гитарных кругах. Сегодняшняя осознаваемая им самим цель гитарной деятельности любого попавшего в гитаризм - это радовать себя самого. Слушатели больше не нужны и по ряду причин просто не возможны.

Радовать себя своей музыкой, звучанием (аудиофилия) и гитарным шопингом, который стал таким же стандартным для 21 века средством радости современного человека, как и все остальные виды шопинга - вот смысл современного гитаризма. Во внутренней документации производителей гитар эта категория покупателей проходит под термином "bedroom players".

Ведь счастье - оно совсем не в твоей никому ненужной музыке, а в том, что у тебя дома есть классная гитара. А еще лучше - целая коллекция. Коллекционирование - неотъемлемая часть пост-мутировавшего гитаризма 21 века. И коллекционеры чего-либо во все времена были отличным источником дохода для торгашей. Размножение коллекционеров - это сказачная мечта любого бизнеса, ставшая реальностью в гитаризме. Человек, у которого всего одна гитара - это враг бизнеса. И надо делать всё, чтобы он перестал нормально себя чувствовать всего с одной гитарой.

Плюс нельзя не отметить игровой момент "гитарного квеста", когда участник гитаризма "разгадывает ребус", пытаясь найти денег и знаний, чтобы, в конце концов, суметь из инструментов и оборудования собрать "звуковой тракт своей мечты". Эта игра тоже является одним из смыслов гитаризма.

Таким образом, гитаризм из искусства, радующего массы, превратился в хобби для себя. И все это стало называться актуальным в наше время словом лайфстайл. И, разумеется, как и на всех остальных лайфстайлах, на гитаризме стали зарабатывать производители товаров и услуг для этого лайфстайла. Этот лайфстайл активно пропагандируется в соответствующей гитарной прессе (бумажной и онлайн), которая тоже живет за счет гитаристов.

Есть ли основания для того, чтобы печалиться по поводу произошедшей с гитаризмом мутации? Попробуй взглянуть на это глазами сотрудника правоохранительных органов. Нельзя назвать что-либо преступлением, если нет пострадавших. От мутации гитаризма пострадавших нет, и поэтому нет оснований для сожалений. А сколько людей заработали свою копейку?

Нынешнее общество не страдает от нехватки гитаристов "до-мутировавшего" типа из условного 20 века. Многие гитаристы из того прошлого еще живы и имеют физическую возможность функционирования. Однако, спрос на них очень мал.

Новые, образовавшиеся в результате мутации, гитаристы также не испытывают негатива по поводу своего лайфстайла. Им, как и большинству современных людей, даже при минимальной духовной жизни хватает радости от гитарной аудиофилии, гитарного квеста (см. выше) и шоппинга гитарных услуг/товаров. У них все в жизни хорошо и гармонично.

Конечно, согласно народной мудрости, в любом стаде всегда найдется паршивая овца. И в любом обществе всегда будут извращенцы - это мы уже знаем по опыту 21 века. Поэтому в среде гитаризма даже после мутации остались люди, стремящиеся стать музыкантами. И их существование одобряется участниками рынка. Они часть этой бизнес-игры. Их давно посчитали в маркетинг-планах, и занесли в описания моделей поведения покупателей. Они тоже прекрасно потребляют товары и услуги для гитаристов.

Во многом на мутацию гитаристов повлияли общие изменения общественных идеалов и жизненных ценностей. Достаточно вспомнить, кто для гитаристов эпохи до мутации являлся кумиром и примером для подражания в течение всего двух десятилетий на протяжении 70-80-ых годов прошлого столетия.

Согласно исследованиям социологических служб, больше всего в те годы на гитаристов повлияли такие фигуры, как Jimi Hendrix, Jimmy Page, Keith Richards, Eddie Van Halen, James Hetfield, Slash. Это официальный (по результатам опросов десятков тысяч) топ самых влиятельных персон гитаризма в 20 веке. Именно топ, то есть верхние строчки, а не полный перечень, где были Kurt Cobain, Zakk Wylde и другие славные имена.

Заметь, что в упомянутом топе речь идет не об очередном левом "списке лучших гитаристов", а о лидирующем с громадным отрывом топе тех, кто оказал наибольшее влияние на участников гитаризма. И все эти влиятельные персоны имели серьезные проблемы с алкоголем (либо наркотиками, а иногда и тем, и другим), плюс с асоциальным поведением.

На момент пика своей творческой активности (и, соответственно, наибольшего влияния на массы) ни один из них не являлся образцом, исповедующего семейные ценности, ведущего здоровый образ жизни, добропорядочного гражданина.

В наше время, в связи с изменениями в общественной жизни, законодательной базе и политике СМИ, появление подобного рода кумиров в медийном пространстве становится все менее и менее вероятным. Более того, пятеро из шести участников озвученного выше топа - еще живы и давно поменяли свою модель поведения, активно пропагандируя новые для них жизненные ценности, идущие в рамках актуальных в наше время, одобряемых обществом трендов.

Разумеется, это не могло не внести свой вклад в мутацию гитаризма. И сейчас, идея стать, например, гитарным видео-блогером кажется представителям новых поколений намного более привлекательной, нежели карьера гитарной рок-звезды.

И более того, возможностей и способностей для реализации себя в качестве видео-блогеров у этих людей намного больше, нежели для воплощения в роли рок-звезды, или хотя бы просто музыканта. Грубо говоря, это не уже такой человеческий материал, из которого лепили гитаристов в 20 веке, а совсем другой.

Мутация произошла, и нет смысла это отрицать. Как и нет смысла быть ею недовольным. Добро пожаловать в 21 век. Это столетие очень долго ждали с очень большими ожиданиями перемен. И перемен случилось действительно очень много. Одни только смартфоны чего стоят. Это совсем иной мир. Но мы здесь живем. И даже немного увлекаемся гитаризмом.