1996. Kodak Express

В свои первые годы после окончания института мне какое-то время пришлось поработать в фото-бизнесе. Начинал я в самой крупной на тот момент компании Сивма как оператор машины по фотопечати и проявке фотопленок, затем перемещался по ряду похожих позиций пролетариев сферы фото-услуг для населения. Работал на точке у Савеловского вокзала, в Центральном Детском Мире (на Лубянке) и в финале попал в главную фотолабораторию на заводе "Рубин"(метро Багратионовская), где начинал с химического сектора и закончил на сплайсере.

Сейчас с появлением цифровых фотоаппаратов и доступных принтеров, дела в этой отрасли идут не так успешно как прежде, но тогда в середине 90-ых когда в страну (где долгое время все на свете было дефицитом) хлынули дешевые мыльницы и фотопленка от самых известных в мире брендов и плюс "на каждом углу" стояли пункты приема фотопленок ("готовые отпечатки за 24 часа") - это был просто бум всех фото-дел.

Когда мои тогдашние знакомые узнавали о том где я работаю, то у них частенько появлялся веселый огонек в глазах и они спрашивали не попадается ли мне в процессе труда какая-либо клубничка. Я отвечал правду - любительской эротики и порнографии было море.

Это было странное время - интернет был в зачаточном состоянии, неприличных журналов в продаже почти не было - но при этом в стране бушевала революция сознания, когда советские люди пытались стать свободными и в чем-то западными. Многие люди видели это в том числе и через сексуальную свободу.

Попробую рассказать о том, что видел "неприличного" на чужих фотографиях в то время. Но прежде давай сначала скажу пару слов о том, что представляли из себя пункты приема фотопленок у населения.

Обычно это был магазин фото-товаров, где продавались камеры, пленка, аксессуары типа фотоальбомов, чехлов для фотоаппаратов и прочей недорогой мелочевки. Минимальный штат магазина состоял из охранника, оператора фото-машины и продавца-приемщика заказов (как правило, девушки). Разумеется все эти должности подразумевали под собой сменщиков, ибо магазины как правило работали каждый день чуть ли не по 12 часов.

В больших торговых центрах типа ГУМа или Центрального Детского Мира обычно работало намного больше народу - несколько продавцов, отдельные приемщики фото-заказов, отдельный кассир, несколько охранников и несколько операторов на нескольких машинах.

Не знаю, почему но большинство людей приносящих пленки на печать и проявку уверены, что все эти работы делаются автоматически на машине без участия человека и поэтому их фотографии никто и никогда не увидит. Это не так.

Конечно, у машины есть автоматический режим. Но как правило он делает много ошибок (отпечатки получаются темнее или светлее, желтее или синее чем нужно), плюс получается большой процент брака когда машина печатает не только нормальные кадры, но и разного рода засвеченные и т.д.

Поэтому руководители пунктов фотопечати предпочитают, чтобы почти все печаталось под контролем оператора. Но при этом, надо сказать, что даже если и бывали случаи автоматической печати, то как правило сотрудники потом все равно просматривали готовые фотографии. Для чего? А вот как раз для того чтобы найти на них нечто интересное.

И вот представь, приходит человек на точку забирать свои неприличные фотографии уверенный что их никто и никогда не видел - он заходит в магазин, а весь персонал сразу улыбается и переглядывается друг с другом - шепчется типа вон смотри тот самый герой из той смешной эротической фотосессии. Забавно, в общем.

Не знаю как когда, но раньше на точках фото-услуг существовала традиция коллекционировать фотографии. Я имею в виду чужие фотографии. Чтобы ты понял, что конкретно имею в виду, попробую привести пример.

Представьте себе обычную фото-точку. За сутки через нее проходят тысячи фото0кадров. Сотрудники на точке отсматривают их все, и если им нравится что-то, то они печатают с пленок дополнительные кадры для себя, а не только клиенту.

Например, охранник собирает снимки с голыми девушками, продавщица сходит с ума от видов Европейских городов, приемщица заказов коллекционирует фотографии младенцев, оператор машины не может жить без картинок с автомобилями, девочка-курьер тратит свои сбережения на печать пейзажей, а, едва умеющий говорить водитель, просит печатать для его дочки кошечек и собачек. Были и те кто специализировался исключительно на знаменитостях (чьи снимки иногда тоже попадались в работе).

С одной стороны это невинное хобби, а с другой, не думаю, чтобы кто-то обрадовался узнав что его снимки без разрешения копируются и оседают у кого-то дома.

Ведь часто люди копировали не по одной фотографии - а несколько сразу, чтобы потом меняться с сотрудниками с других точек. И, разумеется, большинство людей очень сильно торчало на неприличных снимках - любительской эротике и порнографии. Таких снимков каждую рабочую смену было очень много.

Что было на этих снимках? Попробую описать основные тенденции.

Во-первых, попытки какого-то креатива когда люди, явно видевшие ранее профессионально сделанную порнографию, пытаются в домашних условиях, не имея ни аппаратуры, ни навыков скопировать какие-то классические сюжеты.

Во-вторых, разного рода снимки на память, когда девушка или парень пытаются увековечить свою красоту, причем в ее самом откровенном виде.

В-третьих, обычные оргии. Группы школьников, явно под кайфом, либо какие-то рокеры-байкеры или натуральная секта - по началу это было диковато видеть, но потом привыкаешь.

В-четвертых, разного рода парочки - которым явно нечего делать - самых разных возрастов и социальных групп. Почти все классические сюжеты - старушки и юноши в ваннах, учительницы с учителями (либо учениками) в школьных классах и бог знает что.

Но самая конечно громадная часть снимков - это фотки по пьяни. Как правило если ты проявил пленку - то все это видно по кадрам в четкой последовательности. Вот например 8 марта - человек десять сидят за столом чинно на работе или у кого-то дома. Вот через пару кадров все уже пьяненькие. Вот они танцуют. Вот на снимке танцует одна девушка всего (видимо все остальные ушли). Вот она раздевается. Вот через несколько кадров на снимке она сосет член. Обычная чернуха.

Иногда на снимках была обычная уголовщина - обнаженные дети, либо изнасилования, когда видно, что все идет без согласия, как правило, пьяных жертв. Но не смотря на все это я не помню чтобы кто-то из сотрудников фото-пунктов заявлял в милицию после таких снимков - все было на все наплевать. Сейчас уже, я думаю, это было неправильно и надо было сообщать.

Кстати, в какой-то момент в девяностых в интернете стали иногда всплывать эти самые фотографии из частных коллекций сотрудников фото-услуг, и для людей это бывает настоящим шоком - обнаружить свой (или близкого человека) снимок много-летней давности на всеобщем обозрении. При этом хочу сказать что часто люди фоткали по пьяни и потом в трезвом состоянии они ужасались результатам уничтожая и пленки и снимки. И разумеется им и в голову не могло прийти, что где-то есть копия, которая когда-нибудь всплывет - такое вторжение в частную жизнь.

Одна из самых забавных вещей в неприличных фотографиях состояла в том, что когда вы снимаете на пленку - вы не видите результата пока пленка не проявлена и более того - вы часто и не помните того, что там было в случае пьяной съемки.

Люди часто снимали на одну пленку чуть ли не в течении года - по пять кадров за квартал. Часто разные кассеты с пленками месяцами лежали дома в шкафу дожидаясь проявки и народ забывал о том что там снято и на какой именно пленке.

И поэтому при получении фотографий - особенно когда клиенты начинали доставать снимки из бумажного пакета прямо в магазине - у них вставали волосы дыбом. А бывали случаи когда придет муж получать фотографии с пленок которые жена отснимала в отпуске - а она допустим по пьяни запечатлела свои подвиги и забыла об этом. Или родители послали детей в фото-пункт, а на пленке, допустим, забавы этих родителей, на которых дети смотрят квадратными глазами - в общем, таких случаев было навалом.

Многие из моих знакомых тогда откровенно завидовали тому, что я могу видеть столько порнухи и даже просили чтобы я им чего-нибудь напечатал горяченького. Но мне было не до этого.

Картинки мне не нравились - это было обычное грязное некрасивое любительское порно, снятое очень криво мутно и совсем не возбуждающе.

И плюс у меня тогда был трудный период в жизни - я работал днями и ночами на нескольких работах, подыхал от изнеможения, пытался куда-то пробиться и найти профессию - положение с деньгами было очень плохое. В общем я держался в стороне от этого. Тем более за все печать этих снимков с чужих пленок все равно надо платить свои деньги в кассу. А я увлекался гитаризмом и все мои свободные деньги уходили в эту бездонную пропасть.