Magical Mystery Tour

Боже, кто все эти люди?
Неужели всеми ними был я один?

Забавно, но сотрудничая с конторой на аутсорсе, я за несколько лет успел познакомиться со сменявшими друг друга моими предшественниками на этой должности. Андрей Синельников, Алексей Касьян, Федор Виноградов - они не были гитарными маньяками. А я никогда не думал, что в моей жизни случится эта работа. Не планировал, не мечтал и не ждал.

Приглашение и все последующее оказалось полнейшей неожиданностью. Я даже пытался по началу навязать вместо себя своего приятеля, Сергея Иванова из Слами, который даже сходил на собеседование, но не срослось у них. И в результате я отработал полные 7 лет (2003-2009) и еще немного (последний месяц 2002 плюс первые три месяца 2010). Российский бренд-менеджер, отвечающий за Fender, Gibson, Ibanez, Jackson, Gretsch, Charvel, Squier, Epiphone, Marshall и возглавляющий отдел отдел бренд-менеджеров (с ассистентами) по остальным брендам направления "гитары и барабаны": Vox, Line6, Digitech, Takamine, Ovation, GHS, Seymour Duncan, Mesa Boogie, Tama, Zildjian.

В общих чертах в то время суть моей работы сводилась к следующему: в начале года собственник компании-дистрибьютора, наш российский бизнесмен-инвестор, выделяет тебе сумму денег, назовем её X, а в конце года он должен получить X+Y. То есть нужно вернуть полученное X и еще заработать Y. И в эти X+Y входило все: прибыль нашего инвестора и такие статьи расходов, как закупка товара у иностранных производителей, затраты на продвижение этого товара в России и зарплаты (моя и сотрудников моего отдела).

Таким образом, мы сами зарабатывали свои деньги, делали прибыль инвестору и вносили вклад в прибыль производителя, который продавал нам товар. Финансовым планированием всего этого занимались мы сами, а не то, что кто-то спускал бы нам план сверху.

Думаю, у меня вполне успешно получалось справляться с работой. Об этом свидетельствовали заработанные мною деньги, и то, что ни до ни после меня в России не было таких объемов закупок и продаж Ibanez, Fender, Gibson, и то, что при мне в несколько раз (!!!) выросла доля направления "гитары и барабаны" в общем обороте компании, где были еще и такие такие направления, как "клавиши", "микрофоны", "про аудио", "световое оборудование", "студийное оборудование". Производители гитар и гитарного оборудования практически каждый год давали нам награды, как лучшему европейскому дистрибьютору года и др. Их некуда было складывать.

Конечно, это все получилось не только за счет моих заслуг, и сильно повлияли такие факторы, как благоприятная экономическая обстановка в стране и соответствующая конъюнктура рынка на тот период времени. Но ведь этим надо было еще и воспользоваться. Нужно было суметь убедить инвестора выделять соответствующие постоянно растущие из года в год суммы X (а речь шла о миллионах нероссийских денег), и умудряться из всего производимого и навязываемого брендами ассортимента закупать только правильные товары, которые можно было продать на территории нашей страны. Зачастую речь шла о новых продуктовых категориях, которые до меня не ввозились в Россию, и они просто открывались для нашей страны с нуля: Ibanez Acoustic Guitars, Ibanez Amps, Ibanez JumpStart Set, Fender Custom Shop и пр.

К другим новшествам можно можно было отнести некоторые внедренные в наш маркетинг серьезно повышавшие спрос на наши гитары элементы, которых до меня не было:

  • Издание журнала Guitars Magazine.

  • Активная работа по эндорсменту нашими с самыми топовыми на тот момент артистами: Ария, Алиса, БИ-2, Браво, Ногу Свело, Звери, Король и Шут, Маврин, Кильдей, Бойко, Четвергов, Иван Смирнов, Зинчук, May Lian.

  • Регулярные мастер-классы (автограф-сессии и мероприятия для прессы) известных зарубежных и наших музыкантов (Joe Satriani, Steve Vai, Greg Koch, Jennifer Batten, Холстинин, Маврин и др.).

  • Постоянная организация в России и за рубежом семинаров для дилеров (наших оптовых покупателей). Мы обучали руководителей и персонал магазинов товару и тому как его продавать, вывозили этот народ на фабрики и в офисы Fender, Ibanez, Gibson, Takamine за пределы нашей Родины.

    Самые теплые отношения у меня сложились с руководством Ibanez. Они очень хорошо ко мне относились и постоянно благодарили за вещи, которые для них были важны. Помимо глобального роста закупок и продаж, мы стали первой страной мира, где гитар Ibanez продавалось больше, чем Gibson и Fender, как отдельно, так и вместе взятых. Ibanez очень нравилось, что у меня сложились теплые дружеские отношения со Стивом Ваем, который с какого-то момента стал каждый год приезжать на организуемые нами мероприятия, становившиеся все масштабнее.

    Каждый год (а иногда и чаще) я ездил в Японию по приглашению Ibanez - на переговоры, и в стимулирующие продажи туры для российских дилеров - наших клиентов. Также благодаря Ibanez я открыл себе Амстердам - важный город в моей жизни, куда изначально почти каждый год ездил на встречи европейских дистрибьюторов. Ibanez подарили мне две дорогих японских гитары (одну уже после моего ухода из этого бизнеса).

    Я свалил в 2010 году, когда мне казалось, что все уже сломалось. В финале 2008 года грянул серьезный экономический кризис. Мы глобально сокращали все расходы. Компания избавилась от 70% персонала, и в конце 2008 согласно воле руководства я лично увольнял из своего отдела хороших ни в чем не виноватых сотрудников. Это стало для меня страшным стрессом - я не представлял, как будут жить эти люди, оставшись в кризис без работы.

    Меня преследовало страшное чувство вины. И плюс весь наш отдел был не просто коллективом коллег, мы все дружили и проводили много времени вместе даже вне работы - я ведь сам их всех подбирал и нанимал. Мои профессиональные перспективы тоже были разрушены. Планировалось, что в 2009 мой начальник пойдет выше, а я займу его должность, получу увеличение зарплаты и отдельный кабинет. Разумеется, ничего этого не случилось и более того, с 2009 года у меня были урезаны полномочия и зарплата, а многие рабочие процессы, которые выстраивались годами, были остановлены.

    2009 был крайне тяжелым. Был громадный пресс со стороны Fender и Vox, которые были недовольны тем, как мы закупаем в кризис, требовали гигантского роста закупок, и, не видя его, обвиняли меня во всех смертных грехах, требуя у начальства моего увольнения. Gibson в то время в очередной раз сошел с ума, наплевав на все договоренности, и уволив своих самых умных и опытных сотрудников, после чего с ними стало практически невозможно общаться и работать. По всем фронтам это был год сплошного стресса, который я заливал алкоголем. Плюс у меня до кучи образовались серьезные проблемы в личной жизни и отношениях с разными женщинами.

    В 2009 году я осознал, что больше не хочу работать в этой сфере. Мне надоела контора, устал от недовольных зарубежных партнеров, и казалось, что ничего нового в профессиональной жизни никогда не произойдет, а я просто каждый год бегаю по кругу. Одни и те же выставки, мастер-классы, переговоры, встречи, лица. Не хотелось всю жизнь проработать гитарным бренд-менеджером. Хотелось увидеть что-то находящееся за пределами этого мира. Мне было 36 и я точно знал, что потом, когда стану старше, и появится семья, сменить сферу деятельности будет намного сложнее.

    Поэтому в начале 2010 года, когда компанию стали реформировать (причем не так, как мне казалось правильным), в ней не осталось многих уважаемых мною людей из топ-менеджемента, очень сильно поменялись процессы, порядки и атмосфера, я ощутил, что не получаю никакого удовольствия от работы, и твердо решил уволиться. Это был серьезный шаг по самому радикальному изменению образа жизни и кругу общения, но я о нем никогда не жалел.

    Период той работы очень много всего дал. Я досконально узнал, как устроена мировая система производства и продажи музыкальных инструментов. Очень много поездил по стране и миру - Япония, США, Мексика, Европа, Египет - где только не был, и узнал столько всего о мире... У меня появилось очень много друзей и знакомых среди музыкантов и людей из сферы торговли инструментами для музыкантов.

    В конце концов, я очень хорошо подтянул английский язык, и приобрел кучу полезных навыков типа управления проектами и коллективами сотрудников, планирования и бюджетирования закупок, составления бизнес-планов и бизнес-процессов, анализа результатов, умения общаться с руководством и доносить до них свои идеи, организации концертных и презентационных мероприятий, публичных выступлений перед большим количеством людей и др. Более того, у меня развились навыки журналиста, фотографа и дизайнера (за последние два скила - спасибо Линкси). В общем, это было прикольное путешествие.

    P.S. Любопытный много чего говорящий набор футболок на этих фотографиях: Fender, Gibson, Ibanez, Mesa Boogie, Спартак, текила Olmeca.