История журнала Guitars Magazin

История журнала Guitars Magazine

Гитарные журналы вошли в мою жизнь в первой половине девяностых. Я учился в ВУЗе и пытался как-то освоить гитару. Хотелось играть что-то из любимых рок-групп, но слух тогда был слаб и снимать с записей я тогда не умел от слова совсем. Поэтому начал ездить по выходным на рынок возле ДК Горбунова, где тогда торговали разными зарубежными музыкальными изданиями и записями на виниле, кассетах, пластинках. Стал покупать с рук американский журнал Guitar World. Там были табулатуры и ноты разных известных групп. Это было глотком свежего воздуха - другого источника материала для освоения гитары у меня не было.

Уже позже, ближе к концу девяностых, через своего школьного друга Дениса, который уехал жить в Ирландию, я оформил подписку на британские журналы Guitarist, Total Guitar, Guitar Techniques. Таким образом за несколько лет у меня дома собралась достаточно большая коллекция - она занимала целый шкаф от пола до потолка высотой (и метр в ширину). Все это потом было выброшено. Хотя я до сих пор продолжаю читать и собирать гитарные журналы США и Англии, но уже в цифровом виде. Файлы формата PDF занимают чуть ли не терабайт на внешнем жестком диске.

Несмотря на то, что изначально журналы приобретались ради нот и табулатур, со временем я увлекся и другими темами. Мне стали интересны истории моделей гитар и брендов. Поскольку я работал в рекламе, то стал обращать внимание на то, как рекламируются товары для гитаристов, и что именно продвигается в массы - это помогло быть в курсе текущей ситуации на мировом гитарном рынке. Плюс я обращал внимание на то, как пишутся статьи для гитаристов в плане журналисткой техники.

Можно сказать я вырос на гитарных журналах и они очень сильно на меня повлияли. Во многом благодаря им, я получил свою первую работу в гитарной индустрии, став в свободное от основной трудовой деятельности писать гитарные тексты для компаний PetroShop и A&T Trade, являвшихся дистрибьюторами ключевых гитарных брендов (Fender, Gibson, Ibanez, Jackson, PRS, Marshall, Mesa Boogie и др.). Все это вылилось в то, что обе компании пригласили работать меня гитарным бренд-менеджером. Я выбрал A&T Trade.

Когда я пришел в A&T Trade в начале 2000-ых, у нас был ежегодный бюджет на продвижение гитарных брендов. В его рамках планировалось печатать гитарный каталог. Так мы и сделали в 2003. А потом в 2004 был выпущен каталог посвежее, и в нем было несколько гитарных статей.

Надо сказать что в девяностых и начале двухтысячных в России очень много людей горело идеей делать журналы для музыкантов в принципе, и гитарный журнал в частности. Особых успехов это начинание почти ни у кого не получило. Можно отметить Music Box, который был самой удачной попыткой такого рода. Но мне он не особо нравился, поскольку и по дизайну, и по содержанию очень сильно уступал западных гитарным журналам.

A&T Trade (за приличные деньги) размещал в Music Box очень много рекламы гитарных продуктов. В конце 2004 года, планируя траты рекламно-маркетингового бюджета на 2005 год, я подумал о том, что может быть прекратить размещать рекламу в Music Box, а на сэкономленные деньги, добавив средства, уходившие на печать ежегодного каталога, начать делать свой гитарный журнал. Мне казалось, я знаю, как должен выглядеть журнал. Плюс у меня был уже хороший опыт гитарных публикаций для PetroShop и A&T Trade, своего сайта guitars.ru и каких-то еще бумажных журналов.

У меня в гитарном отделе A&T Trade работал менеджером Александр Авдуевский - бывший журналист IT-издания, невероятно грамотный человек и хороший автор/переводчик по гитарной теме. Плюс по проекту guitars.ru были связи с еще несколькими ребятами (Илья Шлыков, Юра Кириллов, Тим Исмайлов, Дима Федоров и др.), занимавшимися гитарными переводами в свободное от работ время. Они и я планировались (и это было реализовано) в качестве людей, которые будут заниматься текстами для журнала.

Поскольку журнал должен был издаваться на деньги A&T Trade, то была идея писать только про гитарные бренды этой компании и музыкантов, которые их используют, а также размещать соответствующие рекламные вставки. С одной стороны это было ограничение, а с другой - такие бренды как Fender, Ibanez, Jackson, Mesa Boogie, Ovation, Takamine, Digitech, Korg (а позже к ним добавились Gibson, Epiphone, Charvel, Marshall, Line6, Peavey, Vox) были достаточно легендарными и интересными - там было где развернуться. Но несмотря на ограничение по брендам, мы старались никогда не врать о качестве инструментов, руководствуясь принципом "умолчания недостатков вместо сочинения мнимых достоинств".

Я назвал журнал Guitars Magazine, что было отсылкой и к guitars.ru, и намеком на торговлю ("магазин" ведь в названии, хотя magazine - это "журнал по-английски").

Важной частью журнала стал Linxy (Дмитрий Белинский) - легендарная в российском интернете девяностых личность и очень крутой веб-дизайнер. Мы познакомились с ним через контр-культурный сайт fuck.ru, и позже я помогал ему с консультациями и скидками по гитарной части. У него было несколько серьезных дизайнерских проектов за спиной, а к моменту, когда я его переманил в A&T Trade, он работал на 1-ом канале телевидения, делая им дизайн сайта. У нас он помимо производства сайтов, освоил полиграфический дизайн и стал единственным дизайнером-верстальщиком всех номеров Guitars Magazine.

В 2005 году мы выпустили первый номер, потом второй, и далее они выходили по два, а иногда по одному номеру в год. Это было толстое издание с глянцевой обложкой, на которой часто присутствовали разные симпатичные девчонки с гитарами. В чем-то это было похоже на мужские журналы. Девчонок было много и внутри журнала на разных рекламах. У компании A&T Trade в то время были очень хорошие продажи по гитарному направлению, и, соответственно очень много денег. Мы могли себе позволить заказывать регулярные фотосессии моделей, а также известных музыкантов, с которыми мы сотрудничали. Их всех фотографировал Александр Антонов - мой давний близкий друг-фотограф.

Я совмещал производство журнала в качестве главного редактора (за это мне никто не платил) с работой руководителем двух отделов (бренд-менеджеров направлений "гитары" и "ударные, а также креативного отдела, который занимался ивентами, полиграфией и сайтами для всей компании).

Все номера издавались разными тиражами. Какие-то по 5.000 экземпляров, а какие-то и по 20.000. Они продавались в магазинах МузТорг (братская для A&T Trade сеть магазинов), а также у дилеров (оптовиков) компании A&T Trade. Когда наши западные партнеры из Fender, Ibanez, Gibson, Line6, Vox и других брендов видели этот журнал, то они были в шоке и восхищении. Им было сложно представить, что это издает просто дистрибьютор инструментов, и тем более Российский (фактически из страны третьего мира). По их мнению мы ничем не уступали Guitar World или Guitar Player. Они делали все, чтобы их бренды присутствовали в нашем журнале в максимальном объеме.

В начале 2010 года (после 9 номеров), я ушел из A&T Trade. Однако, в компании осталось желание выпускать журнал. И я стал (за деньги) заниматься им из дома, вне основных моих тогдашних работ (негитарных), коммуницируя с Linxy по интернету. Было напечатано еще 5 номеров, пока в 2013 году в A&T Trade не решили сменить вектор и выпускать журнал исключительно в цифровом виде. Это было продиктовано несколькими соображениями: на печать уходило очень много денег, люди не очень охотно покупали журнал в магазинах, география распространения издания была очень ограниченной (в связи небольшим количеством магазинов). А в цифре Guitars Magazine мог стать намного доступнее. Я был согласен с этим решением, поскольку и сам видел, что народ практически перестал покупать любую бумажную прессу. И, тем более, сам я тоже давно читал все гитарные журналы мира исключительно в PDF.

В цифровом виде вышло два номера (со Slash и c Yngwie на обложках), после чего в A&T Trade наступил период больших реформ - персонал, структура, стратегия, бюджеты, рекламная политика и прочие вещи менялись очень радикально. Выпуск журнала был приостановлен на какое-то время после 2014 года.

В 2015 году я пришел руководить отделом рекламы в компанию Slami (и ее розничную сеть "Мир Музыки"). Мне пришла идея продолжать делать журнал в цифровом виде, но уже под крылом иного спонсора. Таким образом, на новой работе в рабочее время фактически в одиночку (с помощью того же Linxy "на удаленке") начался выпуск журнала с акцентом на другие бренды и рекламой других магазинов. Чтобы A&T Trade не смогли предъявить претензии, я изменил название на GuitarZ Magazine, добавив букву Z, и попросил Linxy нарисовать новый логотип, взяв за основу шрифт тогдашнего логотипа своего любимого пива Guinness.

Это продлилось 2 года (6 номеров), пока в 2017 году мы не расстались с компанией Slami. Удивительно, но работа над журналом дальше продолжилась из дома, но уже просто без поддержки кого-либо из гитарно-торгового бизнеса. Это стал просто мой личный проект. Было сделано два последних цифровых номера. Более того, в них даже размещалась какая-то реклама (Lepski, Yerasov, Shamray, Fokin и др.), но потом все окончательно встало. Причина проста - у меня просто не хватило свободного времени и элементарно сил для работы над журналом. Это очень интересное дело, но когда им занимаешься дома, и у тебя есть семья, и существует обычная офисная работа "пять дней в неделю", то крайне сложно находить возможность делать такой журнал.

Вот, собственно и вся история того, как оно было. Меня постоянно спрашивают, не будет ли продолжена когда-либо работа над журналом, и не появятся ли новые номера? Думаю, что нет, поскольку не вижу ни причин, ни условий для этого. Я свой (единственный в стране) гитарный журнал уже сделал - у меня получилось; я всем доволен, но это дело закончено, и возвращаться к нему смысла нет. Спасибо всем, кто читал и говорил добрые слова в его адрес.

Счастливо,
Сергей Тынку