Не следует рассматривать этот текст, как какое-либо руководство к действию или некую попытку чего-нибудь советовать. На самом деле, это просто крайне личный рассказ про конкретную жизненную ситуацию с конкретным человеком.

Les Paul Addiction: Start & Finish

Все началось с тачек. Если бы не они, то все было бы иначе. Поэтому тут будет не только про гитары, но и про тачки.

Мой отец никогда не думал о машинах. До армии он научился бегать на лыжах на уровне профессионального спортсмена и обрел навыки нападающего-дриблера класса второй футбольной лиги СССР. Поэтому, уйдя на срочную службу в конце 60-ых, он сразу же попал в спорт-роту.

Но что-то не сложилось, и спустя пол-года его обучили водительскому делу и посадили за руль тягачей МАЗ-535 и МАЗ-537, перевозивших военные ракеты и ракетное топливо.

Вернувшись домой в Новокузнецк отец логично уселся в кабину другого тягача, на этот раз БелАЗ-6411, таскавшего самолеты по новому аэропорту Новокузнецка.

Потом был небольшой период работы в такси на Волге ГАЗ-21.

Переехав в Москву в середине 70-ых отец устроился в 4 автобазу МосМетроСтроя на голубой самосвал МАЗ-503.

Во второй половине 80-ых его сменил другой голубой МАЗ-5335, на этот раз бортовой.

И какой-то короткий период между МАЗами был громадный оранжевый самосвал Tatra 148 S1, получать который отец ездил с коллегами куда-то на границу СССР.

В 90-ых в стране все поменялось. Отец ушел из МосМетроСтроя и устроился в какую-то частную строительную фирму на КамАЗ-55111 темно-зеленого армейского цвета.

Одновременно с КамАЗом вечерами, ночами и выходными он начал работать таксистом на голубом "сарае" Волга ГАЗ-2402 в 20 ТМП - этот таксомоторный парк располагался в нашем районе в получасе ходьбы от дома.

В последствии, я тоже подхватил у него эту вредную для здоровья, и полезную для кошелька привычку вкалывать не нескольких работах также, как ранее подхватил привычку заниматься двумя видами спорта (гребля на каноэ и футбол). "Сарай" был разбит в ДТП, и на смену появилась желтая ГАЗ-2410. Незадолго до смерти, отец ушел из таксопарка и у кого-то из приватизировавших машину бывших таксистов купил другой ГАЗ-2410, чтобы таксовать (и по хозяйству) уже на своей машине. На ней его и привезли с дачи, где умер в начале мая 1997.

Пассажиры постоянно что-то забывали в такси. Особенно ночью, особенно пьяные. Отец часто приносил домой зонты, перчатки, шапки. А потом с какого-то периода пошли аудио-кассеты. И первой была сине-белая Sony EF90. Сколько же всего в нашей жизни зависит от каких-то странных непредсказуемых случайностей.

Это было вовремя - у нас в семье как раз появился наш первый кассетный магнитофон. Странное дело, но на той кассете не было написано, кто и что играет (хотя обычно люди заполняли эти строки вручную).

Там было четыре группы (по пол-стороны на исполнителя) - названия я узнал много позже: Led Zeppelin, Cinderella, Slade, Nazareth. Такой музыки я никогда ранее не слышал, и очень сильно на нее подсел. Особенно нравилось как поет женщина. Там было четыре песни с ее вокалом (позже выяснилось, что это Rock'n Roll, Black Dog, Stairway to Heaven и Bron-Y-Aur Stomp). Я слушал эту кассету очень долго и мечтал когда-нибудь узнать, как называется та группа с женским вокалом, чтобы записать побольше ее песен. В один прекрасный момент дойдя до студии звукозаписи (в 90-ых на каждом углу были эти ларьки, предлагающие пиратские услуги записи любой музыки со своих носителей на ваши кассеты). Там мельком кусками послушали мою кассету, посмеялись над "кто эта женщина?" и открыли правду, что это Led Zeppelin и их вокалист Роберт Плант. Я тогда записал все альбомы цеппелинов и жизнь стала иной.

Потом, спустя несколько лет, когда в нашем доме появился наш первый видео-магнитофон, и отец начал (как и все в то время) брать в прокате фильмы с Ван Дамом, Сталлоне, Сигалом, я этим не очень заинтересовался, и моментально купил пиратскую видео-кассету с фильмом "The Song Remains The Same". Я смотрел его сотни раз, пересматривал, замедлял, ставил на паузу и пытался понять, как Пейдж ставит пальцы рук и играет свои знаменитые песни. После этого страшно захотелось Gibson Les Paul. Это прям стало навязчивой мечтой для меня, игравшего на совковой акустике студента. Я прогуливал занятия в ВУЗе, отправляясь в магазин PetroShop на другой конец Москвы - они торговали настоящими Gibson и только там на них можно было посмотреть. Их было много и они выглядели как из космоса. До них нельзя было даже дотрагиваться. Рокенрольного вида очень харизматичный продавец Андрей Михайлов (в будущем сотрудник ISPA) открыто прямым текстом посылал людей на хуй, заявляя, что если нет денег и возможности купить, то и нехуй тут трогать гитары.

Мой первый леспол

Но я не сдавался в стремлении к лесполу. Немного заработав на летней геодезической практике, купил за $100 долларов подержанный лесполоподобный чешский Diamand у троюродного брата своего школьных лет друга Дениса. А потом, заработав следующим летом еще немного, сменил его на корейский Epiphone Les Paul Standard.

Через несколько лет после окончания института, в 1998 или 1999, мне удалось заполучить работу разрабочика сайтов для компании PetroShop. В свободное от основной работы время я с нуля делал им сайты (petroholding.ru, petroshop.ru, mediamatrix.ru, maestroshop.ru, petroclub.ru, marshall.ru, gibson.ru, epiphone.ru, peavey.ru, drums.ru, keyboards.ru, baldwin.ru, technomad.ru, apogee-sound.ru, installsound.ru, soundhome.ru) . Занимался и технической стороной дела, и дизайном, и контентом.

Заглавное изображение самой первой версии Gibson.Ru - моя работа

Работы было очень много, но за нее мне платили только товаром, который я выбирал в магазине. Так мой дом начал наполняться гитарами Gibson: All American II, The Paul II, Les Paul Studio (4 шт), Classic (3 шт), Double Cutaway Standard (2 шт), Standard, Custom (4 шт), Custom Shop Catalina, Blueshawk w/Bigsby, Nighthawk (2 шт), Lucille, Explorer Gothic, SG Tony Iommi. На тот момент продать эти гитары было невозможно. Вторичный рынок был не развит - соответствующих площадок в интернете еще не было, и денег на gibson у народа тоже не было - гитары просто копились у меня дома.

Мои первые два Gibson (самые дешевые из всех, что были тогда в магазине)

Потом с декабря 2002 я начал работать в A&T Trade, был бренд-менеджером гитарного направления (Fender, Gretsch, Jackson, Ibanez, Marshall) и возглавлял отдел дистрибюции и маркетинга направления "гитары/барабаны". Помню, я тогда скупил в иностранных магазинах все возможные книги по Gibson Les Paul и начал делать свой собственный сайт lespaul.ru - это лишь усугубляло болезненное увлечение лесполами.

Период PetroShop

Антон Цыганков и мой SG Tony Iommi

Все заработанные в PetroShop гитары Gibson покинули меня в связи с обретением и ремонтом нового жилища, и я, накопив на новой работе немного денег, увлекся винтажными гитарами эпохи 70-ых. Через меня прошло штук восемь разных Les Paul моделей Custom (4 шт), Deluxe, Standard и SG - все покупал у Виктора Жука. Самым интересным среди них по звуку был черный Custom 68 года в невероятно ужасном косметическом состоянии с дырами на топе. Позже, когда я увлекся Fender Custom Shop (около 60 гитар), все винтажные гитары Gibson также были проданы.

Винтаж этап болезни

Тем временем, наша компания стала дистрибьютором Gibson, а я, соответственно, бренд-менеджером этих гитар. Неожиданно у меня наступила эра Custom Shop, когда я купил и потом продавал такие модели как Les Paul Ultima (2 шт), 68 Les Paul Custom Re, 57 Les Paul Custom Re, Les Paul Elegant (2 шт), Jimmy Page "Number One" Les Paul(2 шт), Firebird, Les Paul Axcess Standard (2 шт), Les Paul Axcess Custom, Clapton Explorer, CS-356 w/Bigbsy, BluesKing Custom Order, ES-175. Также в тот период покупал "некастомшоп": Les Paul Standard (2 шт), Studio (4 шт), SG Standard, SG 61 Re-Issue, SG Supreme, Explorer, Flying V, Holy V, Americana Ranger, Chet Atkins SST.

Период бренд-менеджерства

Les Paul Axcess Custom в отеле во Франкфурте

Шведкин и мои Gibson

Масла в огонь этого безумия подлили визиты на фабрики Gibson в США - я был на всех, и не по одному разу. А ведь бренд-менеджер - это такой же человек со всеми слабостями. И ты не только стараешься заразить брендом окружающих, но и сам заражаешься. Ведь когда ты с утра до вечера рассказываешь, какой он хороший, и тебе производитель тоже рассказывает, какой хороший этот бренд, то в итоге - это как торговать наркотиками - большой риск, что и сам подсядешь.

Gibson Custom Shop Les Paul Ultima (самый дорогой Les Paul, что у меня был)
Моя бывшая жена, мой бывший Gibson. И мой журнал Guitars Magazine закрыт.

Первый ощутимый удар по любви к Les Paul нанесли Jackson. В середине нулевых, когда я не смог влюбиться ни в один купленный Gibson и снова избавился от них всех, у меня сначала появились Jackson SLSMG, и потом SL2HT Blue Ghost Flames, а позже уже пошли Custom Shop: SL2HT, SLATQH, Randy Rhoads Tribute, Kelly Custom Order. Для моих ушей оказалось, что эти гитары звучали лучше, чем Gibson - злее, мяснее, отчетливее и сустейнистее, а их гриф с фендеровской мензурой выдавал более четкую атаку. Более того, близкие к стратам корпуса солоистов оказались для меня намного удобнее гибсоновских.

Мои Jackson Custom Shop - все One-Of-Kind кроме Roads

Хотя первые сомнения в леспольной религии наступили еще раньше, когда я обнаружил, что звук гитар с корпусами из махогони (SG, Explorer, Flying V) нравится больше, нежели звук гитар с корпусами из махогони с кленовым топом. Так и возникла мысль о 57 Black Beauty Re-Issue, где не было клена на корпусе. В апреле 2010 года, я уволился из A&T Trade. Практически все Jackson были уже проданы до 2010, но дома стояло два черных Gibson Custom Shop: 57 Black Beauty Re-Issue и Lucille Custom, которые купил перед самым увольнением.

Мальцев и мой Gibson Lucille Custom

Мои две первые давние неудачные робкие черные попытки сбежать от Les Paul и кленовых топов

И в этот период, я опять начал подбираться к Gibson. Поскольку времена уже были другими, то я не только покупал их, но и на обменивал одни гитары на другие. Все началось с пары Nighthawk Standard, которые не продержались в моем доме долго и болезнь пошла дальше. Les Paul Special, Custom Shop ES-339, Custom Shop 60 Les Paul Special Re-Issue, Custom Shop 56 Les Paul GoldTop Re-Issue, Custom Shop Les Paul Elegant, Custom Shop Les Paul 58 Re-Issue, Custom Shop Les Paul 59 Re-Issue (2 шт), Les Paul Custom, Les Paul 68 Custom, Les Paul Custom Lite, SG Melody Maker, SG Supreme, Custom Shop SG 60 Re-Issue, Explorer, Les Paul Standard (голубой), Custom Shop ES-335, ES-135, два Custom Shop Les Paul Double Cutaway девяностых. Этот этап безумия пронесся в период 2011-2018 (когда я уже не работал в гитарном бизнесе).

Завершающий этап болезни

Близкий друг Антонов и мой ES-135

Я начал излечиваться от пристрастия к Les Paul, однажды осознав, что редко на них играю, потому что из нескольких гитар в доме, всегда беру в руку самую удобную, и, как правило, самую легкую, что во многом было обусловлено полученной несколько лет назад травмой спины.

А еще всегда ненавидел бридж Tune-O-Matic. Ненавидел на гитарах Gibson всех моделей, и на тех Jackson Soloist, которые у меня были. Jackson всегда брал без флойда, и там, как раз был Tune-O-Matic. Этот бридж был мне неудобен и своей высотой над корпусом и тем, что всегда впивался и царапал ребро ладони. Это была ненависть с первого касания и на всю жизнь.

Мне всегда казалось, что PRS без тремоло-бриджа какие-то не трушные, не настоящие PRS. Но звучание PRS с рычагом мне никак не нравилось. Плюс их идея тремоло-бриджа "на шести винтах", а не двух, никогда меня не привлекала. А потом случайно послушал PRS с фиксированным бриджем. Понравилось все! И звук, и более тонкий на фоне лесполов корпус с вырезом под живот, и самое главное бридж - широкий, низкий, гладкий, не царапающий мою правую руку в отличие от Tune-O-Matic. Те PRS с фиксированными бриджами, что мне попались, звучали лучше всех Gibson, что я пробовал. И были легче по весу.

Дальше любить лесполы не было смысла, и я избавился от них всех, поскольку считал идиотизмом и мазохизмом продолжать пытаться играть на чем-ибо с ненавистным Tune-O-Matic. Вот так разум взрослого человека и удовольствие от игры на гитаре, наконец-то, одержали победу в битве с безумной романтической влюбленностью молодых лет. Надеюсь, теперь это навсегда и болезнь не возвратится.

Осталось только воткнуть напоследок фразу "Всё, что мне удалось вспомнить" из названия автобиографии Ozzy. И да, конечно, несмотря ни на что, гитары Gibson продолжают нравится моему глазу в качестве визуального удовольствия. И все легендарные записи любимых музыкантов с Gibson - я продолжаю любить. Но вот играть на этих гитарах самому - это уже в прошлом.

Последнее фото с Les Paul

Бонус-трек! А еще у меня были прекрасные Ibanez:
JS1600, PGM301, PGM500, RGA121, RGA321, FR1620, RG Russian Gun, RG331

Стив Вай с моим RG331 в гримерке Крокуса 6 июня 2013 года после концерта с румынским оркерстром