Китайский Gibson

Итак, мой друг, жизнь заиграла новыми красками. Случилось удивительное событие. Волею случая, наконец-то, познакомился с нелегальной копией Gibson Les Paul, произведенной в Китае. Мой знакомый из другого города думал купить такой инструмент и попросил послушать его. В наше время этих гитар производится очень много, и давно получаю много вопросов относительно них. Поэтому узнавать о мире что-то новое - это достаточно интересно.

Но сначала выскажусь на другую болезненную для многих тему. Настоящие Gibson никогда не производились в Китае. Даже самые дешевые модели типа LPJ были сделаны в Америке. Да, на них хорошо сэкономили - никакой краски, лакировки, полировки, окантовки и самое дешевое дерево. Даже крышек датчиков не ставили. Но это были честные американцы, несмотря ни на какие распускаемые о них слухи. А теперь про Китай, который не имеет к настоящему Gibson никакого отношения:

Китайский Gibson

Мой вывод прост. Трамп никогда не сделает Америку great again. И никто не сделает. Наступает эра Китая. А гегемония США осталась в прошлом, в 20 веке. Времена теперь иные.

Что мы ищем когда покупаем гитары? Удобство, звук, внешний вид, цену! Будем честны, на нынешнем витке развития человечества, гитары Gibson не звучат лучше всех, и не удобнее всех, и даже не дешевле всех остальных гибсоноподобных (Godin, Dean, FGN, ESP, PRS - да мало ли в Бразилии донов Педро?). Получается, что весь смысл выбирать именно Gibson заключается во внешнем виде. Просто культовый образ гитары и этот исторический логотип - вот, что нужно большинству покупателей Gibson.

Ко мне в гости пришел как-то выпить один фанат британских котов. Он своего купил за сотни долларов на выставке с официальными документами, родословной и прочими делами. А мой британец был найден натурально на помойке. И подобравшие его люди потом бесплатно отдавали в хорошие руки. Мой приятель был в шоке и не понимал, как можно было завести такого кота. То есть, у меня ненастоящий британец, а типа хрен знает что нелегальное, хоть и люблю его, того еще гада. Нефирма! А вдруг это сделанная в Китае копия британского кота? Ведь животное найдено в Хабаровске, откуда до Китая рукой подать, и море китайских товаров там у них на Дальнем Востоке. (Я не шучу ни капли!) У него правда характер и повадки как у британских котов, но возможно просто китайцы научились хорошо копировать!

Я много лет был бренд-менеджером Gibson в России, но даже вне этой должности у меня есть в активе и другие много лет, пока я просто вращаюсь в тусовке гитаристов, покупаю и продаю гитары, общаюсь с народом и как бы в курсе многих вещей. Я видел несколько сотен покупателей Gibson. Я сам продал им не одну сотню Gibson, как из числа своих, так и магазинных по работе.

Так вот. Мой вывод - этим людям не нужен звук. Они либо не понимают в нем ничего, либо не хотят. Они купили море плохо звучащих Gibson - и я такие продавал, и видел результаты, как они покупали у других продавцов. Просто плохие Gibson. Но вам об этом почти никто не скажет даже если вдруг поймет, что его Gibson плох. Люди обычно считают своих детей хорошими (даже конченных малолетних мудаков), и свои гитары тоже. А уж сколько народу всю жизнь живет с мерзотными бабами, место которым в сумасшедшем доме...

Я не говорю, что все гитары Gibson плохо звучат. Совсем нет! 50/50. Это правда. Есть море хороших. Но есть и море плохих - настоящих американских плохо звучащих Gibson. И люди их все купили. Не все обладают слухом и опытом. Или им не всем был важен звук. Хотя они этого никогда не признают. Они либо глухие, либо любовь к бренду застилала глаза. Там было море профессиональных людей, в том числе из числа самых известных в стране людей (я могу пальцем ткнуть в конкретных людей из телевизоров, у которых есть ужасно звучащие, но нежно ими любимые Gibson). Просто у многих людей помимо хороших гитар, есть куча барахла с логотипом Gibson. Хороший звук только если повезло. Надеюсь Кильдей не икает сейчас, глядя на купленный у меня Custom Shop Jimmy Page "Number One" Les Paul.

В целом, неповторимый уникальный звук Gibson, который больше не даст ни одна гитара - это, на мой взгляд просто миф. Джимми Пейдж во времена Led Zeppelin и в студии, и на концерте спокойно использовал Telecaster и даже Danelectro (дешевый фанерный инструмент) - никто не замечал разницы, и не говорил, что "звук не тот". Можно вспомнить Джеймса Хетфилда, записавшего первый альбом Metallica и отыгравшего море концертов начала 80-ых на поддельной азиатской 200-долларовой Flying V с грифом на болтах. В наше время он достал этот инструмент, привел его в порядок и продолжает использовать на концертах. Но, конечно, вы все понимаете в звуке намного больше Пейджа и Хетфилда. А может, просто надо больше думать о самом музыкальном материале, а не вестись на маркетинг производителей гитар, пропагандирующих исключительность своих продуктов, или тебе оно не нужно?

Я мог бы тонну всего рассказать о том, как по бывшей работе не раз сидел в кабаках с мастерами гибсоновского и фендеровского кастомшопов, слушая их рассказы про самые дорогие гитары самых знаменитых музыкантов, которые им приносили на копирование внешнего вида, и это было просто жуткое хреново звучащее гавно. И там в списке таких говнищ фигурировало море супер-известных инструментов типа Number One Les Paul Пейджа, Blackie Клэптона, Greeny Мура и Грина, гилморовский черный страт и др. Оказывается, они так себе звучали и вся их прелесть в крутых музыкантах, чьих руках они гитары создавали сказочные музыкальные полотна. А задача мастеров Custom Shop в производстве таких копий была только одна - скопировать внешний вид - за это платят зарплату, а звук никто не проверяет, лишь бы был какой, а там как получится. Заказчики гитар Custom Shop, вообще, часто просто присылают производителю только фотографии разных инструментов и говорят - мне нужна вот такая. То есть просто картинка! И они потом забирают не слушая.

Я сам трогал EVO и Flo - главные гитары Стива Вая и знаю, что это очень средние инструменты, с корейскими грифами. Но Ваю плевать - он их любит, они его заряжают эмоциями и на них он, в следствие этого, играет лучше всего. Для него главное - это удобство и эмоции. Знаю, что Сатриани ездит в туры с самыми дешевыми плохенькими Ibanez из всех своих, которые ему не жалко, и которые были намного хуже Ibanez моих московских приятелей - мы сравнивали во время его московского мастер-класса. И что основное для Джо в его Ibanez - это идеальное для него удобство, а звук, по его мнению, - в пальцах и усилителе.

Поэтому, с высоты своего личного опыта, считаю, что покупатели Gibson ищут прежде всего легендарную внешность и логотип (поговорите об этом с Корнеем и Новгородским - у них, кстати, хорошие Gibson (у Корнея мой бывший) - но им просто повезло, и плюс ребята с ушами, но они сами признаются, что никогда не купят гибсоноподобную гитару другого бренда (PRS или Godin) - ведь Gibson для них не только гитара, но и легенда и бренд). Нет ничего плохого в покупке гитары с имиджем. Если тебе это улучшает настроение, то покупай хоть собачьи какашки - ведь главное же радость в душе! А все остальное - фигня!

В принципе, я тоже в какой-то мере был таким когда-то. Много лет мечтал о Gibson, потом много лет искал их и покупал. Ну да, те, что я брал в основном звучали хорошо. Но я покупал их не из-за этого. Хороший звук можно было найти в других брендах и намного дешевле. Но я фанател логотипом Gibson и хотел именно Gibson. Спустя 20 лет фанатства у меня не осталось ни одного Gibson. Потому что я понял себя, изучил и открыл, что звук мне важен, но на первом месте - физическое удобство и на своих Gibson я мало играл, беря в руки другие инструменты. Но сколько пришлось перебрать этих гитар прежде чем пришло понимание...

Кстати, тоже самое я могу сказать и про Fender, бренд-менеджером которых был совсем не меньше времени в один период с Gibson. Торговать Gibson и Fender было легко, потому что люди покупали их, даже если те плохо звучали. А ведь такие инструменты иногда случались. Увы.

И фокус, на самом деле, в том, что эти вещи знают все занимающиеся гитарной торговлей люди по всему миру. Брендовые гитары - не все одинаково хороши, и их покупатели не всегда слушают и слышат эти инструменты. Это реально знают все продавцы. Хотя и не все покупатели буду рады это слышать.

А теперь, все таки, про Китай. Гитара, которая мне попалась, была сделана аккуратно, и по качеству сборки мало чем уступала обычным Gibson. Размеры, удобство - все было таким же. Внешних отличий от настоящего Gibson почти нет. Я помню давно еще видел на ВДНХ ранние китайские копии Gibson. Ощущение было, что их делали, копируя фотографии настоящих гитар. Они были кривые, неправильные и сделаны как-будто левой рукой. А сейчас другие времена и другие технологии.

Китайцы стали очень богатыми. Просто попробуйте посетить Лондон или Париж - они переполнены туристами из Китая, покупающими самые дорогие вещи в самых дорогих бутиках совсем недешевых европейских городов. Говорят, что многие дорогие вещи они покупают, чтобы потом копировать их один в один. Мне это сказал охранник в Парижском Louis Vuitton, куда под Новый Год стояла очередь из пары сотен китайцев.

Видно было, что люди, сделавшие копию Gibson, которую я трогал, имели возможность купить настоящий Gibson, вероятно у них и 3D-сканер есть, результаты с которого они запихивают в станок с ЧПУ, такой же как на Gibson, Fender и других брендовых производствах.

То есть внешний вид Gibson был скопирован очень хорошо! Ну, а почему нет? Нация, которая собирает айфоны и штампует вагонам гитары Epiphone, Squier (и многие другие) по официальным заказам Gibson, Fender (и многих других) по чертежам, спецификациям и технологиям, которые им высылают американцы - неужели в 21 веке они не могут скопировать геометрию Gibson? Америка никогда больше не станет великой - она сама слила свои технологии в Китай, который теперь заваливает мир любыми товарами!

Работяги то на заводах, что в Китае, что в Америке одинаковые (только зарплаты у них разные, налоги, аренда земли и помещений). И китайцев на Американской фабрике Gibson тоже достаточно. Китайцев во всем мире уже достаточно, а в Америке, где местных (то есть индейцев) всех давно покромсали - полно кого угодно и китайцев тоже - я там бывал и видел. Если говорить о людях, то тебе какие больше китайцы нравятся? Из Китая или Америки?

У меня дома две одно-ваттных головы Marshall. Одна сделана в Англии и изначально стоила море денег (но я брал б/у с рук), а вторая в Китае и она в пять раз дешевле. Обе одинакового качества звучания! И китайская DSL1H - ее делают по заказу Marshall для Marshall (как делают Squier или Epiphone). Им (людям из Marshall в Англии) хотелось сделать за недорого и они отправили технологии в Китай, разместив там заказ. Как ты думаешь, через несколько лет китайцы не начнут делать Marshall уже для себя и своей торговли? Без заказа со стороны менеджеров Marshall? Под брендом Joyo, Nux, Mooer, Harley Benton или еще каким? И это будет тот же Marshall но по другой цене.

Я уже два года играю на российских гитарах, сделанных по технологиям Fender и ничем не уступающих моим американским Fender (тоже сделанных русским человеком). Только отечественные стоят в несколько раз меньше американских. Это к вопросу о копиях.

У меня в 90-ых был Корейский Epiphone Les Paul Standard - я брал его новым, он был сделан официально, и он был ужасен. У него очень быстро сточились лады, гриф был кривоват, колки не держали строй, а звучал он так себе - ни мяса ни сустейна. И это не говоря об уродской голове. Лет через восемь после покупки я снял снял с него датчик и обнаружил, что топ из фанеры, а основа корпуса и гриф из чего-то белого цвета, ничего общего по цвету и структуре волокон не имеющего с махогони, которое было заявлено в официальной спецификации от компании Gibson, владеющей брендом Epiphone. А вот раскрутив сейчас китайскую копию Gibson, я обнаружил, что там все дерево очень похоже на настоящее - клен и махогони.

На тот китаец, что мне достался, его владелец поставил настоящие американские Seymour Duncan - хорошо известные датчики с предсказуемым результатом. И теперь главное - о звуке. Китайская копия Les Paul Custom с датчиками Seymour Duncan имела гибсоновский характер звучания и, честно скажу, я видел (но не покупал) много Gibson, которые звучали не лучше этой гитары. Много! То есть, если вам нужен еще и звук стиля Gibson, то в миксе на концерте или на записи - вы не отличите этот инструмент от Gibson. И внешне он выглядит также. Правда, я трогал вариант с облегченным корпусом с полостями (chambered) и он был очень легким на фоне обычных Gibson. Я, вообще, всегда любил такие корпуса, хотя для трушных фанатов Gibson - это большая неправильность!

Таким образом, я, вообще, не вижу смысла в наше время покупать американский Gibson. Красивую внешность с правильным логотипом можно купить в 20-30 раз дешевле! А со звуком ты все равно не угадаешь, потому что большая часть покупателей Gibson - ...я уже говорил об этом выше. И да, возможно кто-то согласится со мной на счет покупателей Gibson, но, я тебе клянусь, никто не признает в себе такого. Никогда! В чужом глазу соломинку заметит, в своем бревна не замечает (древняя русская пословица).

Самый любимый Les Paul Слэша, на котором он записал Appetite For Destruction - тоже подделка, то есть нелегальная копия Gibson (правда не китайская). Gibson выпустили официальную модель, которая копируют эту копию. Китайцы тоже сделали копию этой копии от копии. Мой приятель, большой фанат Слэша, принципиально хочет ее купить. Во-первых, он считает это смешным - "копия копии копии". Во-вторых, если Слэш играл на копии, то он как трушный фанат тоже хочет на копии. И, в-третьих, ему не хочется отдавать $5000 за обычный американский Gibson этой модели или $9000 за версию от Gibson Custom Shop. Ему больше нравится цена в $200-300 за китайскую копию вместо инструмента по цене автомобиля.

Кстати, примерно за столько же продают и этот китайский Les Paul Custom c кленовой накладкой на гриф. Практически по цене датчиков Seymour Duncan, которые на нем стоят. Вот координаты продавца. Удачи! А мне больше никаких Gibson не надо. Я в него давно не верю. Возьми эту религию себе.