Твоя техасская мечта

текст и фото гитары: Сергей Тынку

Что может быть прикольнее чем пробовать разного рода кастом шоп гитары? Просто лениво трогать и неторопливо задумываться о том какие они? В этом есть что-то от дегустации хорошего вина. Открыл бутылочку, сделал глоток и задумался, попытавшись понять, что это за вкус и чем он отличается от других.

C Custom Shop от Fender и Gibson я знаком достаточно хорошо. Пришло время трогать другие классные гитары. Слава богу иногда подворачиваются подобные возможности. В прошлый раз я писал про Telecaster от ERG. Сейчас мне попался в руки Stratocaster этого же бренда и это действительно очень интересно. Поскольку, во-первых, страты всегда волнуют воображение человечества, а во-вторых, крайне интересно ответить на один важный вопрос. Вот то, ломовое качество ERG Tele - это нечто стандартное для ERG или все таки просто единичный случай типа “раз в год и даже Федор Смолов забивает“?

Кстати, Федор - это такой нападающий футбольной сборной России, который почти никогда не забивает голов, благодаря чему про него чуть ли не анекдоты рассказывают. Но зато у него все в порядке с баблом, и жена Мисс Россия. ERG - это, конечно, не Россия, это Израиль, то есть что-то по ряду исторических причин нам очень близкое, но все таки другое. И люди, которые ассоциируются с ERG ими вполне можно гордиться в отличие от Федора Смолова.

Вот, например, Андрей Смирнов с гитарой ERG Steelhammer. Наш московский человек, парню всего 30 лет, а он уже поиграл в «Shadow Host» и куче других наших (и не только наших) известных рок-составов и сейчас он входит состав группы U.D.O. - это же блин круто. А то вот отечественные маньяки гитары привыкли много лет гордиться Виктором Смольским из Rage. А ведь он не совсем наш человек, а белорус. А тут Смирнов - он и из Москвы, и играет даже в более крутой группе. Есть какая-то глуповатая патриотичная гордость за то, что наши люди могут быть конкурентно способными на мировом рок-музыкальном рынке.

photo by Michael Pander

Возможно мы когда-нибудь дойдем до того, что и гитары у нас начнут делать на соответствующем уровне. Хотя многие отечественные производители уже заявляют о самом высоком качестве. Честно скажу, мне крутые Российские гитары пока не попадались. А вот Израильскую одну трогал. И сейчас пробую разобраться со второй. Сделанной на самую популярную в гитарном мире тему всех времен. Имя ей стратокастер.

Вообще, когда я думаю о стратах, то прихожу к одному парадоксальному соображению. Вроде бы это самый популярный в мире гитарный формат. Но при этом если тебе понадобится крутейший страт на уровне Custom Shop, то выяснится, что их не так уж и много в зоне прямой видимости. Это напоминает мне ситуацию с девушками в мой славный период между первым и вторым браком. Девушек знакомых было море, сходить в кабак, тусануть на концерте, завалиться ко мне с ночевой - с этим всем не было проблем, а вот взять кого-то в отпуск, решиться провести неделю другую вместе - такие мне практически не попадались. Но зато мне везло на хорошие гитары, и уж их то в период между браками я перетрогал просто легион. Теперь можно не беспокоиться о покупке новых и просто лениво трогать чужие инструменты, с холодным сердцем, безо всякого волнения на предмет “а вдруг понравится, и где тогда взять бабки?”.

Со стратами мне конечно попроще. Это телекастер ERG меня так зацепил (и моего приятеля Олега Бочарова), что я серьезно думал о расширении гитарного парка. А вот страты и вообще любые двурогие - это слава богу не совсем мое. Я говорю слава богу, поскольку считаю, что гитарный алкоголизм - это пагубная привычка. Ну пагубная для меня лично, а уж вы для себя, разумеется, решайте сами. Возможно, вам как раз сейчас нужен какой-нибудь стратокастер, и мой текст как-то поможет вам что-то решить и осмыслить.

Но прежде чем, что-то писать конкретное про гитару, хочу сказать, что, наверное, вам не помешает еще разок вспомнить всю мою писанину про ERG Tele, поскольку я буду ссылаться на нее, но при этом стараться не повторяться. Итак, перед нами дорогой красивый стратокастер, который позиционируется как гитара самого высокого класса. Профессиональный инструмент для решения любых задач, которые только могут встать перед стратокастером.

И начнем мы с логотипа, разумеется. Эту тему обойти нельзя, поскольку в рассказе о телекастере, я писал свои “две копейки” на эту тему. На мой взгляд на страте логотип не заслуженно маленького размера. Его сложно заметить и прочитать. Если я вдруг пойду на концерт и мне понравится звук парня с этой гитарой, то понять, что у него за бренд, мне будет достаточно сложно. Прийдется потом отлавливать его у служебного входа, просить автограф, угощать пивом, кормить клофелином и воровать инструмент. Для того, чтобы этого не произошло, нужно рисовать лого как-то более наглядно, тем более места на голове более чем достаточно.

Помимо логотипа все остальное на грифе выглядит очень симпатично и вполне классически. Хотя если начинать присматриваться к деталям, то выяснится очень много интересного. Например, нулевой лад. Есть множество самых разных мнений относительно его нужности.

Люди претендующие на самый изощеренный слух говорят, что если у вас есть нулевой лад, то на тембр звучания открытых струн, полностью совпадает с тембром прижатых к ладам, ибо струны опираются на один и тот же материал в обоих случаях. Говорят Yngwie Malmsteen именно поэтому использует металлический порожек (вроде бы у него бронза).

Паз для регулировки анкера сделан более просторным нежели на Fender. И по мне это хорошо, поскольку облегчает работу с анкером. Конечно, руки гитаристов достаточно хорошо скоординированы обычно, но все равно тыкаться ключе в маленькую тесную дырку (какая двусмысленная фраза) не всегда бывает удобно. Иногда хочется все упростить в плане доступа.

Сам гриф сделан достаточно интересно. С одной стороны это полосатый клен типа Flame AAA и палисандр в качестве рабочей поверхности грифа. Но вся фишка в том, что тут гриф состоит из двух продольных кусков клена. Я никогда не видел такой конструкции. Это выглядит похоже на топы дорогих лесполов, где клен “раскрыт книжкою” из двух полосатых кусков. Как я думаю два куска клена для грифа сделаны из соображений прочности. Многие люди не понимают когда я постоянно говорю об этой самой пресловутой прочности и твердости. А суть в том, что дерево оно постоянно реагирует на температуры и влажность. В зависимости от климата, сезона и места нахождения.

И если у вас тонкий гриф из какого-то мягкого дерева, то гриф будет постоянно гулять из стороны в сторону. Для грамотного человека настроить анкерный стержень - это не проблема. Но черт побери, заниматься этим каждые два дня - это весьма утомительно. А есть еще страшные рассказы на то как гриф выгибает прямо на сцене, пока гитара стоит на стойке и ждет пока вы наконец-то выскочите из гримерки для того чтобы устроить ураганное рок-шоу.

У меня были гитары с таким полосатым кленом. Я избавился от них всех. По моим наблюдениям - это самый “гулящий” клен. Красивый но нестабильный. Поэтому его лучше делать потолще в плане обхвата и по хорошему лучше всегда накрывать сверху палисандром или черным деревом. Так будет сильнее, прочнее и все такое.

Иногда гитарные грифы укрепляют посредством технологии нескольких продольных кусков древесины. Ibanez так много делает - для них пять кусков обычное дело. А я видел и шесть и семь. Поэтому два куска на страте ERG - для меня это признак достаточно приятный и свидетельствует о достаточно серьезном профессиональном подходе к изготовлению инструмента. И, кстати, эта гитара была у меня дома больше двух недель, и все это время гриф сохранял идеальную ровность. Хотя за окном при этом постоянно все менялось, как это обычно бывает обычной московской весной - снег, дождь, солнце, метеоритные осадки, нашествие саранчи и котовых животных.

Все кленовые поверхности грифа покрыты замечательным глянцевым лаком, благодаря которому оно блестит и манит своим дьявольским сиянием. При этом лак не какой-то сильно состаренный, желтым его не назовешь, но и слава богу, идеально светлым, как это иногда бывает на дешевых китайских гитара, он тоже не покрыт. Оттенок легкой желтизны, я бы это так назвал. Другое дело, что я не очень понял зачем на 12-ом ладу полоска перламутра между точек? Мне лично оно напоминает знак %. Что это и зачем?

Поразило как гриф крепился к корпусу. В отличие от стандартных стратов десятков разных производителей, на этом ERG гриф крепится без металлической пластины (некплейт). То есть три винта вкручены прямо в дерево, опять таки как это часто бывает на гитарах Ibanez. Например, моем личном рыжем Ibanez RG331.

Почему на ERG три винта как на Fender семидесятых? Возможно это сделано чтобы в гитаре было поменьше постороннего железа и дополнительных факторов влияния на звук. Это мои предположения.

Можно опять таки удариться в пространные размышления относительно того как некплейт влияет или не влияет на звук инструмента и всяческие резонансы. Но ведь мы понимаем, что на практике это проверить крайне сложно, и все подобные базары будут оносительно исключительно к категории “почесать языком”.

А вот момент, оспорить который будет сложно, - это удобство игры для левой руки. Если у вас нет некплейта, то уверяю вас - пилить на двадцатых ладах ощутимо приятнее. Не зря же Fender обрезают один из углов своей пятки на моделях ориентированных под пилежку на высоких ладах (Jeff Beck и Am Deluxe, например). На ERG угол пятки не срезан, но сама она кажется тоньше обычной и края ее очень приятно (наощупь) закруглены.

Как и в случае с Telecaster невозможно не восхититься как отстроена гитара. Струны лежат невероятно низко над грифом. И при этом ничего не дребезжит ни на одном ладу. И расстояния от всех струн до грифа одинаковое! А не то, что как обычно на большинстве гитар, когда третья и четвертая лежат ниже, а первая и шестая выше. При этом надо учитывать, что на страте отстроить это все намного труднее, нежели на телекастере. Потому что у страта тремоло-бридж, “висящий на пружинах”.

Кстати, о пружинах. На гитаре нет панели, прикрывающей задний отсек с пружинами. И нет даже дырок в корпусе, чтобы эту крышку прикрутить. Конечно, при желание это можно сделать за две секунды. Но вот сколько я видел настоящих музыкантов, что со стратовскими тремоло, что с флойдами - у всех не было крышек, их просто снимали. Потому что профи - они очень часто настраивают все и чтобы каждый раз “не крутить шурупы”… они избавляются от крышек. Видимо из этих же соображений на ERG все сразу идет без лишних деталей. Так сказать ориентация на профи.

Если честно, то по качеству отстройки и тому как лежат струны над грифом (это вроде бы называется action) я бы смело дал ERG золотую медаль чемпиона мира. Кстати, на самом деле это очень легко говорить “я бы дал медаль” когда у тебя нет “это самой медали”. Но я никогда не видел гитар у которых бы все было так идеально в этом параметре. Точнее не видел гитар классического стиля (страты, теле, лесполы и др.). У таких гитар обычно радиус закругления грифа весьма крутой и там отстроить все крайне сложно. В отличие от тех же пилильных Ibanez с плоскими шредерскими грифами.

Но справедливости ради скажем, что поверхность грифа у ERG Strat более плоская нежели у Fender. Это более скоростной гриф и он по сути где-то между American Standard и Ibanez RG если говорить о тактильных ощущениях закругленности накладки из палисандра. В спецификации инструмента говорится, что это мультирадиус, и это не может не радовать. Профессиональные гитары дороже $2500 просто обязаны быть мультирадиусными. Просто необходимая опция, а иначе это как жена, которая не может приготовить вам обычный вкусный суп. Зачем нужны такие жены в наше время? Когда в мире полно тех, что умеют создавать супы!

Кто-то сдуру может заявить, что суп - это не самое главное в жизни. Я считаю это неправильной философией. Сегодня ты сможешь поесть невкусный суп, а завтра ты подумаешь, что необязательно подтягивать бенды на нужную высоту - типа и так сойдет. Разумеется, когда тебя покормили невкусным супом, то потом от тебя хрен дождешься нормальных бендов, ибо в организме не будет наблюдаться душевного подъема и эйфории, которая обычно приходит после хорошего вкусного супчика. В общем, все в нашем мире связано друг с другом, подобно тому как связаны гриф гитары и корпус.

У ERG корпус выглядит абсолютно классически - слоновая кость и черепаховый пикгард, винтаджное тремоло и три сингла (Seymour Duncan и Custom Antiquity). При этом при всей этой старинности и классичности, гриф то у ERG вполне современный - 22 лада и анкер с регулировкой на голове грифа. Я обычно называю это клептоновской конфигурацией, поскольку именная модель Эрика - она именно такая, старое тремоло и гриф “22 лада плюс анкер на башке”.

Послушаем же наконец этот страт, чтобы решить подошел бы он по качеству тому же Клептону или просто человеку человеку, который хотел типа наслаждаться гитарой не меньше чем вредный английский старикашка.

Вердикт простой. Вы запросто сможете наслаждаться этой гитарой. Ее звук из разряда тех, что позволяют забыть обо всех других стратах на свете. И уж точно у Клептона гитары не лучше, а примерно такого же уровня. Самого высокого.

Характер звучания абсолютно стратокастеровский. Вы его тысячу раз слышали, и про него написано миллионы слов во всех источниках. Звучание претендует на звание эталонного. Как вот если бы делали сборник музыки, с демонстрациями правильных типов гитарного звучания, то этот ERG справился с задачей показать настоящий страт. Стекло, рояльность, чистота и все такое. Кажется, что если сделать еще чуть громче, то в доме точно повылетают все стекла. Когда играешь на этой гитаре, то на ум сразу приходит Stevie Ray Vaughan - хочется сыграть что-то в его духе агрессивное. Атака очень сильная яркая и чтобы совладать с таким инструментов нужно все таки как-то более менее играть. А иначе вы будете похожи на нелепого ковбоя из под которого вырвалась лошадь… и убежала.

В общем, страт оказался совсем не хуже телека и это уже серьезная заявка на право считаться очень крутой фирмой. Стабильно высокое качество - это достаточно редкая вещь в наше время, когда крайне сложно быть в чем-то уверенным на все сто. Если вы любите страты (а их любят очень много народу) то для вашего семейного бюджета будет крайне опасным действие типа взять этот ERG в руки и попробовать поиграть. Гитары Custom Shop стоят весьма недешево. И при этом они обладают колдовскими способностями сносить башню. Шансы на то, что вы обнаружите где-то страт получше, весьма небольшие. Во-первых, на свете не так много гитар подобного уровня, во-вторых, как правило они все на руках у хороших людей, которые стараются оградить их от излишних любителей потрогать. Поэтому каждая встреча с подобной гитарой - это без шуток весьма опасно. Я знаю о чем говорю, поскольку у меня самого два леспола куплено именно так - без предварительных планов, случайная встреча и выстрел прямо в сердце. Слава богу, двурогие гитары - это не мое. А вот тебе надо быть осторожнее.




- Сайт
- Форум
- Почта


__________________

musicforums.ru:
- Гитаристы
- Барабанщики
- Басисты
- Вокалисты
- Клавишники
- Куплю-Продам