Три рояля

Это был один из самых странных концертов в моей жизни. Ничего подобного ранее я не видел и даже не ожидал увидеть. И поэтому считаю, что не поделиться своим рассказом об этом дивном действе я не могу.

Был относительно теплый октябрьский вечерок. В Москве немного моросило. Сквозь суетную городскую тьму навстречу музыке я полз, хромая как горбун из Нотр-Дама. Взяв неделю отпуска, я мечтал провести ее дома взаперти словно старый хрыч, но у жены были другие планы и она решила, что мне надо впервые в жизни пойти на концерт классической музыки. Спорить с женой было бесполезно.

Анонс мероприятия завораживал. Фортепианное шоу Bel Suono - это три профессиональных виртуозных пианиста, получившие образование в лучших музыкальных ВУЗах России, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Трио музыкантов, помимо виртуозного владения роялем, обладают прекрасными навыками композиции иимпровизации, а также харизматичной внешностью. Чтож, если и начинать слушать приличную музыку вживую, то почему это не делать под таких артистов.

Три рояля

Место было выбрано достаточно почетное - Московский Дом Музыки. Красивый помпезный относительно новый дворец искусств с хорошей акустикой, как мне говорили. Пристанище самых интеллигентных людей страны. Я бывал там ранее. С предыдущей женой. Сидел в первом ряду на шоу саксофонистки Сandy Dulfer и все представление рассматривал примочки и старый страт семидисятых ее гитариста-аккомпаниатора. Помню меня тогда поразило, что в заведении не продают пиво, а туалеты есть только на первом из четырех или пяти этажей.

Итак, мы сдали вещи в гардероб и поднялись на свой третий этаж. Предварительно тяпнув шампанского на втором и затарившись бутылкой Перье чтобы было чем смочить горло во время музыкального действа. Зал постепенно наполнялся людьми, большую часть которых составляли женщины всех возрастов, которые попытались одеть на себя все самое дорогое, что у них имелось, сопроводив ювелиркой и разного рода сумочками. В моей обычной жизни я редко вижу женщин в мехах или старушек в брильянтах, поэтому наблюдать за всем этим было весьма интересно. С грустью пришлось, отметить, что зал был практически полностью заполнен, в отличие от пустот Кремля, где месяц назад была премьера фильма про Metallica.

На сцене стояло три рояля и множество стульев для оркестровой группы. Я настраивал себя на особый лад, чтобы не заснуть как это со мной случилось на концерте Blackmore's Night и паре театральных постановок, куда меня ранее вытаскивала жена. А потом началось это самое. Шоу, поразившее меня до глубины души.

Заиграла фонограмма минус. Под нее вступил оркестр и три рояля. Я не мог понять, что происходит. Мне казалось, что классическая музыка, особенно когда на сцене почти 30 человек не нуждается в фонограмме минус, и уж тем более в микрофонах и прочих делах. Но очевидно у устроителей концерта было иное мнение. Я был расстроен. Видно было, что музыканты хорошие и стараются. И я был настроен на аудиофильское звучание чистых инструментов. А вместо этого из порталов шел неплохой но все равно мутный звук. Разумеется, снять столько инструментов и смикшировать - это задача для генералисимусов звука. А там похоже были всего лишь генералы.

Итак, звук для моих ушей был плохой. Но не сам по себе, а для той задачи. Разобрать все нюансы трех роялей и окрестра было крайне сложно. Я зачем слушать классику если не втыкаешь в нюансы? Это же не рок в конце концов. Из колонок я мог бы дома послушать все и сам. И гораздо в более хорошем качестве. А тут еще пошловатый минус с барабаными, басом и синтезаторными подкладами. Для меня это было ужасно. Я ощущал себя разочарованным. Это было как сходить на стриптиз, где никто даже трусы не снял бы. Так прошло пару композиций.

Затем на сцену вышла женщина. Она сказала что она будет вести концерт. Кто она и как ее зовут, она не сказала. Но при этом что-то замечала от себя, что ей нравится то и это, что она волнуется и прочее. Мне было стыдно за себя. Я был уверен, что это какая-то звезда типа Аллы Пугачевой, но только в другом жанре музыке. И ее все знают, кроме меня. Женщина сказала, что следующий номер пройдет с ее друзьями, которые большое спасибо, что пришли поддержать и выступить. И она пригласила на сцену группу А-Студио. С песней "Я искала тебя".

Это меня потрясло до глубины души. Я не думал, что на таких концертах в таких залах выступают такие группы. Более того, я не думал, что эта группа еще существует. Следующий шок для меня был, когда я увидел, что эта группа состоит из мужчины с синтезатором и какой-то молодой красивой девушки с длинными ногами. У меня то в голове А-Студио всегда было толпой азиатских музыкантов с вокалистом, который пел "Помоги, я солдат твоей любви". Девушка и мужчина с синтезатором под аккомпанемент оркестра с роялем спели одну вещь. Меня это тоже потрясло, ибо мне казалось "Я искала тебя" - это песня Земфиры. А тут была совсем другая вещь.

Не успел я прийти в себя после А-Студио, как ведущая вечера объявила следующий номер. Это должна была быть воздушная гимнастка. Я думал она шутит. Но на сцену вышла еще одна очень красивая девушка в очень облегающих волнующих одеждах. Сверху опустился (не знаю как это назвать), то ли канат в виде платка, то ли платок в виде каната. И девушка стала под музыку роялей, оркестра и минуса очень красиво... ну не танцевать, а двигаться и изгибаться, взбираясь куда-то вверх и обратно. Это было очень круто. Но крайне похоже на цирк. Я не знал, как реагировать и сказал жене, что не удивлюсь, если в следующем номере на сцене появится медведи на коньках. Рояли было по прежнему еле слышно - буквально клавишные всплески на фоне общей канвы.

Медведей не было, но было все остальное. Ведущая вечера сказала, что очень любит Магомаева, поэтому нельзя чтобы его музыка не звучала в шоу. Поэтому на сцену сейчас выйдет участник проекта "Голос" певец Кунгуров и споет песню. И он действительно вышел. И спел. И это было похоже на то как в советское время пели известные певцы. Но я не понимал зачем он тут. Мне хотелось просто трех роялей.

Слава богу до антракта больше никто не пел. Но люди продолжали выходить на сцену. Ведущая со сцены передала привет каким-то своим знакомым, сидящим в зале, а потом представила пару танцовщиков, которые в течении двух композиций танцевали танго.

Потом выходило человек десять барабанщиков, которые маршировали по сцене и играли "Болеро" Равеля. Барабанщики были невероятны и я бы с удовольствием сходил на их концерт, но тут мне просто хотелось роялей.

Справедливости ради, скажу, что до антракта было несколько номеров, когда на сцене не было никого кроме пианистов и оркестра. Но таких номеров было может быть штук пять. Меня порадовал один. Когда ребята играли без оркестра и минуса. Просто три рояля и это был как глоток воздуха. Я наконец-то расслышал все ноты и ощутил насколько это круто звучит и насколько грандиозно парни играют. Но это был всего один номер за все отделение. Но это было именно то, ради чего я пришел и чего ожидал.

Антракт прошел в мучительном походе в туалет. Моя нога разболелась еще больше. Ряды кресел в зале стояли так близко друг другу как даже не ставят в авиакомпаниях типа Авиалинии Калмыкии. То ли этот зал был рассчитан на карликов, то ли духовная жизнь должна подразумевать под собой физическое страдание. Я с тоской вспоминал кресла кинотеатра Люксор-Отрадное - мягкие, широкие, с подлокотником для стакана с пивом и пространством чтобы вытянуть ноги.

Разумеется, эскалаторы в антракте не работали на спуск. Люди ходили по лестницам. Мы случайно нашли лифт для инвалидов. Оттуда вышел здоровый охранник и спросил "какого хрена, мол лифт для инвалидов?". На мои заявления о хромоте, он не прореагировал, но и гнать нас не стал. В последнюю минуту в лифт заскочили две очень гламурного вида изрядно покрытые косметикой девчонки на голову меня выше. Мы ехали вниз и я представлял "как лифт застревает и мы тут одни - я жена и пара девчонок". А между тем моей жене было тяжело. У девчонок были сумки ее мечты за много тысяч евро, и кольца того же бренда, что и у супруги, но только коллекция подороже. Моя милая грустила от такого факта. Шучу конечно.

Глотнув еще шампанского и затарившись очередной бутылкой Перье, мы ломанулись на второй акт представления. И тут было чему удивиться. В самом начале вышла какая-то светловолосая женщина и начала петь. Зал был очень рад ее видеть. Я не знал кто это. Но в шутку сделал предположение, что это возможно певица Валерия. Так оно и оказалось. После песни на сцену вышла ведущая и сказала, что это была Валерия. Певица сказала теплые слова в адрес музыкантов и наконец-то раскрыла тайну ведущей. Это оказалась продюсер коллектива Лейла Фаттахова. Тогда в моей голове постепенно все стало становиться на свои места.

После Валерии, оркестр покинул зал и для меня наступил настоящий праздник. Ребята-пианисты стали играть просто втроем. Это было великолепно. Но разумеется долго не продлилось. Буквально несколько вещей. А потом на моей улице случился еще один праздник. Вышли барабанщик с басистом и начался джаз. Если в первом отделении я не знал, что делает на сцене ритм-секция, не слышал ничего хорошего и думал, что они просто отбывают номер, то во втором все было иначе. Начнем с того, что басист отложил в сторону безголовый стейнбергер-подобный инструмент и взял контрабас, правда тоже весьма современного "безкорпусного" дизайна.

В общем, лучше я джаза не слышал. Ритм-секция была в ударе - хороший взрослый джазовый барабанщик и басист сами себе могут творить чудеса. А когда тут еще и три рояля рубят откровенные чудеса. В общем, это был лучший джаз, что я слышал в своей жизни или мог вообще представить. Мне сразу показалось, что эта музыка пианистам ближе всего и они ее исполняют с самым большим воодушевлением. И, разумеется, без оркестра и фонограммы минус, слышно все было просто прекрасно. Многие подумают, что я придираюсь. Но сами посудите - в трех роялях очень много нот. Они сами по себе оркестр. И весьма красивый. Зачем забивать это лишними звуками? Тем более такими пошлыми как фонограмма.

Но, разумеется счастье не может длиться вечно. Джазовых вещей было всего две. Я не знаю как они называются. Ведущая их объявляла просто как "две джазовых пьесы" ("а теперь будет танцевальный блок" тоже ее слова). В общем, музыка без фонограмм закончилась, и парни стали играть что-то под дискотечно-попсовые подклады. Я грустил. В финале на сцене появилась высокая красивая женщина, и стала петь на английском. Я издали думал, что это Екатерина Варнава из "Камеди-Вуман". Женщина спела одну песню и завела другую. Когда играло интро, она сказала "вы все конечно знаете эту мелодию". Я не знал и мне казалось никто не знал. Когда началась песня, вокруг меня все люди спрашивали кто это? Из колонок в это время неслись не то, что подклады, а просто дискотека со всеми "унц-унц" и прочим. Роялей не было слышно и я не знал, что делают музыканты на сцене. Поющая женщина предложила публике потанцевать, никто не откликнулся на ее призыв.

Когда вторая песня подошла к концу на сцену поднялась ведущая и сказала, что это была Полина Гриффис. К своему стыду я даже не знаю кто это такая. Две женщины начали говорить друг другу добрые слова, которые завершились после фразы Полины "Ладно, дорогая, дома поговорим". Ведущая сказала, что "сейчас будет последняя вещь, а потом будем закругляться". И парни опять заиграли что-то в сопровождении минуса.

Если честно, то в ходе всего этого, я ожидал, что в каком-нибудь из номеров на сцену поднимется Роман Мирошниченко. И мы потом вместе после концерта где-нибудь посидим перед дорогой на Северо-Восток, где он и я живем. Но, увы, Романа так и не оказалось. Хотя возможно в следующий раз он там будет. Только вот меня там точно не будет. Я поклонник другого стиля концертов и музыки.