Третий пошел!

Цифра "3" всегда обладала каким-то магическим смыслом. Будь то религия с "отцом, сыном и святым духом" или просто человеческие отношения. Достаточно вспомнить русские народные выражения типа "чем дальше в лес, тем третий лишний" или "третьим будешь?". Можно, опять таки, вспомнить такое идиотское занятие как спорт - обычно там награждают только за три первых места. Гитарные производители, не смотря на всю свою неземную образованность, тоже склонны к простым человеческим слабостям, среди которых непонятная тяга к числу "три". И серия TubeMeister от Hughes & Kettner очередное тому подтверждение.

Это уже мой третий текст про эти ламповые гитарные усилители - ранее я делился впечатлениями о модели 18 ватт и о голове 5 ватт. Нынешний отчет финальный - им я думаю завершить рассказы о TubeMeister, для того чтобы потом двинуться куда-то дальше. В светлое будущее, разумеется, а куда еще то? Хотя возможно по дороге я загляну в какой-нибудь бар.

Третий пошел!

Не всегда удается достаточно плотно пощупать три прибора одной серии и это, разумеется, новый положительный опыт для мозгов рук и прочих органов, растущих из недр организма. Рассказывать про гитарные головы одной серии, различающиеся мощностью и количеством ламп/ручек, достаточно сложная задача. Постоянно хочется скатиться к тому, что навязывают нам производители - а их философия, как правило, очень проста - все приборы в серии звучат одинаково и разница только в размерах, громкости и количестве ручек.

Однако, мой личный опыт общения с ламповыми приборами позволяет не согласиться с этой позицией. Они всегда звучат близко и похоже, но все таки по-разному. Тут сразу же вспоминается популярная западная схема позиционирования товаров трех ценовых ниш "good, better, best" (хорошо, получше, самое лучшее).

Считать же, что головы разной мощности звучат одинаково, по моему мнению, так же глупо как полагать, будто бы женщины с грудью разной мощности звучат одинаково. Жизненный опыт говорит, чем больше у женщины молочные железы, тем она более уверенна в себе, громче разговаривает и в целом намного больше делает всего того, что мы называем "наглостью и борзотой". Если не верите, то попробуйте найти какую-нибудь плоскогрудую красотку и оплатить ей операцию по увеличению бюста. Клянусь вам - она изменится не только внешне, но и по части характера. А все потому, что женщина - это живое существо с душой и макетом мозгов, а не просто носитель сисек. Также как и усилитель - это не просто набор ламп - это источник наслаждения. Музыкального.

Поэтому, сразу беря герлу за сиську быка за рога, я могу сказать, что при всей похожести моделей 5, 18 и 36 - они звучат все лучше и лучше по мере возрастания размера и мощности. Это наводит на мысли о том, что 100-ваттная голова от Hughes & Kettner должна звучать еще лучше. А 500-ваттная вообще фантастически (ее можно было бы услышать даже с Луны, не говоря о Сыктывкаре). Правда, таких пока не выпускают, очевидно, опасаясь за то, чтобы гитаристам не сорвало окончательно башню от невероятной красоты звука.

Итак, усилитель TubeMeister36. Это по-прежнему прибор класса "маленькая голова". Как правило, если у человека голова маленькая, то это вызывает множество шуток со стороны окружающих, а вот в усилителях оно прокатывает достаточно нормально. При этом, не смотря на то, что TubeMeister36 больше моделей 5 и 18, его размеры достаточно компактны для того, чтоб таскать в обычном спортивном рюкзаке за спиной (ширина головы всего 45 сантиметров, а вес менее 8 килограмм - то есть в рюкзак влезет еще и пару бутылок пива). Выглядит голова при этом раза в 4 меньше обычных голов типа 100-ватт.

Однако, не смотря на такие компактные размеры, TubeMeister36 наворочен разного рода возможностями по самое не балуй - он похож на современный мобильник, который, как говорят, скоро сможет даже нагреваться и белье гладить. Крайне сложно представить, что еще может понадобиться гитарному усилителю по части функционала из того чего нет у TubeMeister36. Эх, полным полна моя коробушка - строки из народной песни - идеальная иллюстрация к описанию этой головы.

Для начала можно отметить наличие трех (опять эта магическая цифра) каналов. Разумеется, это чистый (clean), средне-легкий гейн (crunch) и хайгейн (lead). Причем на последнем из каналов в положении "на максимум" гейна у вас столько, что это даже затрудняет игру, поскольку происходит "передоз тяжеляка", в котором крайне сложно различить какие-либо отдельные ноты и аккорды. Плюс никогда не забывайте про соски на сиськах ручку громкости, которая также добавляет своего драйва в и без того "раскачегаренный" усилок.

По поводу громкости у кого-то может сложиться впечатление, будто бы TubeMeister36 не может звучат также тихо как модели 5 и 18 и поэтому уступает последним в качестве усилка для дома (или туалета). Это не так. У TubeMeister36 на задней панели есть переключатели мощности в позиции (1, 5, 18, 36 ватт). При этом надо отметить одну важную вещь - переключение мощности дает вам не только разный уровень звука, но и влияет на характер самого звучания, придавая ему то более винтажную окраску в стиле 70-ых, то наоборот делая звук весьма современным. Это происходит от того, что в разных режимах мощности задействовано разное количество ламп.

Таким образом, один и тот же канал может звучать у вас совершенно по-разному. Допустим вы делаете на кранче режим 5 ватт и выкручиваете при этом ручку громкости на 75%. А потом на том же канале включаете 18 ватт, но при этом ручку громкости на 30%. Звучать это может примерно одинаково по децибелам, но характер звука будет весьма отличающимся. Да и просто при одинаковом положении громкости один и тот же канал звучит по-разному. Эта схема дает вам невероятно большие возможности для экспериментов и поисков нужного звука, вариантов которого просто бесконечное количество - сиди и наруливай требуемое.

Более того, все что вы найдете по части комбинаций можно будет сохранить в виде некоторых переключаемых пресетов. В отличие от младших моделей в TubeMeister36 есть возможность коммутации с миди-контроллером, который позволит вам выбирать один из 16 пресетов, требуемых в тот или иной момент. В рамках одного пресета вы можете фиксировать четыре параметра: канал усилителя, положение переключателей мощности, включение либо отключение реверберации, включение либо отключение петли для подключения эффектов. Получается, вы можете либо подключить два футсвитча (один на каналы, второй на ревер и петлю), либо заменить все это одним миди-контроллером. Если это не сделает вас счастливым, то нужно топать до психиатра.

Поскольку у каждого канала своя ручка громкости, то, переключаясь между каналами с запрограммированной разной мощностью, вы можете отстроить звук так, чтобы громкость у вас была одинаковой. То есть, например, после "clean" на 36 ваттах вы переходите на "lead" с 5 ваттами и все у вас будет нормально - гитара не замолчит, главное все правильно настроить. Плюс не забывайте, что у вас будет добавляться либо убавляться секция эффектов. Словно приливы и отливы на морских берегах.

В сам усилитель входит только минимум эффектов, то есть регулирующийся с задней панели цифровой ревер, который, кстати, достаточно глубок и весьма точно имитирует пружинный. Последний просто бы не влез в эту голову в связи с ее размерами. Но при желании в петлю эффектов (последовательную) вы можете напихать сколь угодно много педалей самой разной направленности (либо процессор).

Разумеется, в TubeMeister36 как и в младших моделях есть фирменный выход Red Box с эмуляцией гитарного динамика. Вы можете это использовать для записи или игры в пульт на худой конец. Саму запись можно сделать бесшумной для окружающих, поскольку помимо переключения мощностей у вас есть возможность просто "отрубить поступление звука" в колонку.

Еще одна традиционная для Hughes & Kettner функция - это система TSC. Она обеспечивает контроль за состоянием ламп и предохранителей. На задней поверхности усилителя есть небольшая щель (похожая на монетные щели в торговых автоматах. Вставьте туда медиатор и посмотрите на четыре светодиода (по одному на лампу мощности) - и в зависимости от того как светят или не светят эти диоды вы поймете, что надо поменять предохранитель или лампу. Кстати, поменять лампы в этом усилителе достаточно просто и самостоятельно (при наличии отвертки, конечно). То есть, вы можете поставить туда изделия от разных брендов и вслушиваться - насколько оно меняет звуковые зарисовки. Мне вот интересно попробовать поэкспериментировать с цветами - сейчас все горит голубым цветом, а вдруг удаться добиться радуги.

Очень полезная вещь в сравнении с младшими моделями - это раздельная эквализация на каналах чистого и перегруженных звуков. В TubeMeister5/18 ручки регулировки частот единые, что не всегда удобно, поскольку чистый и перегруженный звук регулируются все-таки по-разному. Если вы играете дома, то с этим можно смириться. Но TubeMeister36 ориентирован не только на домашнее использование, но и на игру в группе - на репетициях или на сцене. Его размеры идеальны для транспортировки, и в тоже время мощности достаточно для того чтобы не пропасть рядом с барабанщиком. Особенно если последний уснул.

Помимо головы TubeMeister36 выходит еще в формате телевизора комбо. С одной стороны это удобно, чтобы не париться c кабинетом. Но с другой стороны оно весит в два раза больше. А на концертных площадках и репетиционных базах какие-то кабинеты, как правило, всегда есть и потому таскать любимый комбик – смысла, наверное, нет, когда можно ограничиться головой. Ну, если вы вообще склонны к тому, чтобы что-то таскать с собой помимо бухла и девчонки с большими глазами.

Я не буду ничего говорить про звучание этой головы - в этой колонке есть пара видео от очень хорошо обученых профессиональных гитаристов, чье исполнение скажет вам в тысячу раз больше, нежели какие-то мои слова. Считайте - я обленился и решил схалявить. А может просто напился к концу статьи.

Поэтому просто выскажу только свой главный вывод - TubeMeister36 -это невероятно универсальная и максимально (для таких размеров) навороченная машина, способная в умелых руках решить абсолютно любую звуковую задачу. Осталось только руки свои каким-то образом сделать умелыми. А это, к сожалению, не продается в магазине. Хотя можно кого-нибудь нанять чтобы он играл вместо вас.