Март месяц. Пятница вечер. Я сижу на последнем этаже модного московского торгового центра посередине города в ресторане японского стиля. Напротив меня молодой парень обычного вида. Мы ужинаем (я пью вино - он вообще не пьет) и беседуем о его пути в этой жизни. Он вызывает во мне искреннее восхищение и даже немного зависти нормального белого цвета. Потому что это один из тех кого я знаю лично, кто кажется мне очень интересным человеком. Поэтому я и пытаюсь рассказать вам о нем здесь, на этом сайте. Фантастическая история удивительного парня.

Виктор Мелентьев.

интервью : Сергей Тынку

- Ну все Витя, микрофон включен и теперь как говорят в американских фильмах про полицию - все что ты скажешь может запросто быть использовано против тебя.

- Ну у нас особо секретов нет, поэтому мне не страшно.

- Хорошо. И для начала давай поговорим о твоем pop-music. Что это такое сейчас?

- Вопрос сложный. Ты ведь и сам знаешь что это такое.

- Ну да - это самый большой крутой интернет-магазин в России и плюс несколько обычных магазинов в Москве и Питере. Но все таки что это для тебя? Контора, банда, шайка?

- В данный момент это скорее всего большая семья. Два магазина в Москве (26 апреля открылся еще один - примечание Тынку) и два в Питере, два офиса (по одному в каждом городе). В компании работает около ста человек.

- А интернет-магазин? Он один?

- Вообще существует целых пять сайтов, которые входят в конгломерат, если так можно сказать. Это pop-music.ru, guitarshop.ru, klavisha.ru, lightshow.ru, spb-music.ru. У каждого магазина есть своя направленность - это сделано для удобства покупателей.

- Как давно все это существует?

- Сайт открылся 3-го марта 2003 года. И я только недавно задумался о том, что в этой дате есть определенная магия цифр 03.03.03.

- А как быть с теми тысячами контор, которые тоже открылись в тот день и ничего у них в итоге не получилось?

- А вот тут как раз и есть какая-то магия. Я честно говоря когда запускал все это, то не думал, что будет такой результат в итоге. Но разумеется перед этим 03.03.03 была проведена колоссальная работа и само понятие pop-music появилось впервые в ноябре 2002 года. Но тогда это еще не было сайтом.

- Твой статус в компании? Ты ведь владелец?

- Да, я полностью владелец бизнеса. До 2007 года у компании был совладелец, но он ушел, скажем так, на пенсию.

- Насколько я знаю, помимо владения всем этим, ты еще и активный работник в своем бизнесе.

- Да, я генеральный директор всей сети и все ключевые решения, заказы товара, работа с поставщиками - это все лежит на мне.

- Что ты думаешь о будущем всего этого? Был интернет-магазин, потом появились магазины в оффлайне. Что будет дальше?

- Планы у нас как и у всех наполеоновские. Как и у всех. Взять тот же МузТорг - уверен у них тоже навалом планов. И скорее всего их даже больше чем у меня. В будущем я уверен что мы останемся на этом рынке и через 10 и через 20 лет, хотя может быть в других каких-то качествах. Но то что этот бизнес будет существовать и развиваться - на данный момент это ясно.

- Помимо этого бизнеса товаров для музыкантов у тебя есть еще какие-то бизнесы, которыми ты занимаешься?

- Да, было. У меня существовало концертное агенство и оно было вполне успешно, но пришел кризис и ты сам видишь, что стало в этой области происходить. Мне пришлось его закрыть потому что оно не приносило прибыль.

- А сколько тебе сейчас лет?

- 32 года. А когда появился pop-music мне было 24 соответственно. Я был молодой, зеленый, жадный до жизни.

- Чем ты тогда занимался?

- Так получилось, что у меня было два дела. Я работал в шоу-бизнесе и еще...

- Окей. Сорри, что перебил, но давай наконец-то все с самого начала - как ты докатился до всего этого! Музыка, бизнес и все такое. Рассказывай.

- Очень много историй ходит про это и сейчас даже все обрастает какими-то легендами, которые когда доходят до меня - то очень удивляет. Я даже устал все это опровергать.

- Например?

- Типа того, что мне подарили миллиард долларов, а я из них за восемь лет сделал два миллиона. Типа мне надо потратить миллиард, а я на них покупаю музыкальные инструменты и держу их на складе, почти ничего не продавая. Это наверное самое нелепое из того, что я слышал о себе.

- Ну а какова же правда? Колись Витя, наконец-то!

- На самом деле все очень просто и никакой романтики тут нет. Просто была жизненная необходимость плюс циничный деловой расчет.

- Давай подробности.

- Надо копать с конца 90-ых. Я занимался шоу-бизнесом - был известным и популярным ди-джеем на тот момент. Я работал в клубах и на радио. Сейчас вот например есть dj Smash, а раньше был dj Groove. Самое смешное, что те миксы, что я делал на радиостанции записывались пиратами прямо с эфира и на следующий день издавались на компакт-дисках.

- А как ты назывался?

- Dj Top. У меня даже в то время был лейбл свой - назывался Top Records.

- И почему ты прекратил это светлое с позиции любого гитарного маньяка дело?

- Все просто. В 2002 году весь отечественный шоу-бизнес рухнул. Произошло некое событие которое изменило все.

- Проснулся вулкан Крокотау?

- Нет. Появился проект "Фабрика звезд". И все артисты первой на тот момент категории, что стоили 20-30 тысяч долларов за выступление - "Гостья из Будущего", "Руки Вверх" и куча других - они ушли в небытие. Потому что появилась "Фабрика звезд", которая за 10 тысяч долларов предлагала 20 человек, крутящихся на первой кнопке телевидения. И они собирали больше бабла и больше народу на стадионах чем те же Руки Вверх, которые за пять лет своего существования успели банально всем надоесть.

Вот так в 2002 году весь шоу-бизнес изменился. И даже тот сегмент где я работал - это скорее третий эшелон с гонорарами по 1000 долларов - он тоже весь стал иным - конкуренция там стала слишком высокой. Появилось столько артистов, что зарабатывать было невозможно. Поэтому самое первое о чем я думал, начиная этот бизнес с музыкальными инструментами - это просто заработать денег.

- У тебя было какое-то представление о том, как устроен весь этот бизнес изначально?

- Не совсем. Хотя о бизнесе у меня были понятия. Потому что даже в лучшие звездные моменты своего творчества, когда например я был на гастролях в поддержку президента Ельцина, я работал в торговле на не без известном радио-рынке Митино.

- Чем ты торговал? Оружие, наркотики, девочки?

- Нет, конечно. Но из музыкального там были синтезаторы Casio, Yamaha.

- Как это выглядело? Ты был продавцом в магазине?

- Я был старшим продавцом на рынке. Что значит магазин? Тогда на радио-рынке Митино даже не было асфальта. Не было освещения. И например когда наступала весна - то там образовывалось глубоководное болото и мы реально ходили в болотных сапогах на работу. И это была адская работа. Мы приезжали в пол-шестого утра, а уезжали иногда в двенадцать или час ночи.

- Что же изменилось, что ты занялся чем то другим?

- Ну два события - умер привычный шоу-бизнес и умер радио-рынок в Митино. Пойми все девяностые годы этот радио-рынок был центровым местом в даже не в Москве, а в России - местом, где покупалась вся бытовая техника и электроника. Тогда не было торговых комплексов и сетей - не было Эльдорадо, Техносилы, М-Видео в те годы. По крайней мере в нынешнем виде. Не было ни Ашана, ни Икея, ни Мега. Хотя конечно Горбушка тогда тоже была. Но в любом случае основной поток людей ездил на рынок в Митино.

К 2002 году ситуация зашла так, что Митино не смогло уже конкурировать с торговыми сетями. И дело даже не в лучшей цене, а просто народ стал более разборчивым - ему надоело ездить в это болото, надоело покупать в 30-градусный мороз или адскую жару без кондиционеров, надоело покупать там, где не бьют кассовые чеки, а просто расписываются на коробках - народ повалил в нормальные магазины. Народ выбрал сервис и перестал ездить в Митино.

И все это привело к тому, что мне нужно было как-то зарабатывать деньги. Я конечно в тот момент мог очень выгодно жениться. Но это другая история. Я тогда встречался (но не из-за денег) с дочерью владельца очень известной сети салонов красоты. Много круче например чем салоны того же Сережи Зверева. Он отдыхает на фоне этой сети.

И если бы я женился, то наверное мог бы отдыхать до конца жизни.

- У тебя не осталось ее телефона? Я вот как раз холост и мечтаю отдыхать до конца жизни.

- Она давно уже замужем и у нее двое детей.

- Черт, опять облом.

- Но я жил с ней не из за денег. Просто она была и есть очень интересной, привлекательной, симпатичной и сексуальной женщиной. Но мы с ней тогда были в разных весовых категориях. У меня денег едва хватало на оплату мобильного телефона. А у нее было все. И возможно она меня подтолкнула к бизнесу. Но не то чтобы пилила, но просто сказала "Пора тебе о чем-то задуматься". Я внял ее словам и задумался. Но реально я тогда не знал что такое интернет-торговля.

- Может она имела в виду задумайся о женитьбе?

- О женитьбе она тоже думала конечно. Но на самом деле когда я ее бросил - она недоумевала ибо считала лучшее никого нет.

- Красивая, богатая женщина, которая любит тебя. Что с тобой не так Виктор?

- Ха-ха. Просто я должен был сделать то, что я сделал. Нужно было сделать pop-music.

- А с ней вместе нельзя было это сделать? У тебя был бы инвестор, первоначальный капитал и все такое.

- Хорошо расскажу как это было. Идея создания pop-music пришла ко мне неожиданно. Началось с того что мой Митинский начальник решил уйти от рынка и сделать цивильный магазин. И он открыл два Сельпо.

- Чего?????

- Ну сельские продуктовые магазины. Но при этом он еще и очень тесно сотрудничал с компанией Слами. Корни этого уходят в 1992 год, когда Слами только образовывались. Мой тогдашний шеф и боссы Слами тогда вместе возили в Россию Yamaha - ну поставки там и все прочее.

И вот в один прекрасный момент Слами видя его устремления уйти из Митино предлагают ему купить один из своих музыкальных магазинов. Вместе с товаром, персоналом и всем прочим. Это был магазин на площади трех вокзалов (метро Комсомольская) в торговом центре Московский.

И тогда меня отправили в этот магазин контролировать все это дело, как человека боле менее понимающего в музыкальном оборудовании и шоу-бизнесе. Так я столкнулся с этим бизнесом.

- Ты был директором магазина?

- Ни в коем случае. Я помню просто первый раз приехал туда и посмотрел на все. Я конечно ничего не понял, но сказал, что так не должно быть. И тогда стал думать о том, как это должно было быть.

И в один прекрасный день утром, после большого количества выпитого накануне, я приехал на работу в Митино, чтобы встать и подумать о смысле своей жизни. Пришла тогда замечательная идея - если народ к тебе не идет - то нужно идти в народ самому. И за 15 минут идея воплотилась в концепцию, которую я записал на двух листиках бумаги. И самое смешное, что до сих пор эта концепция не изменилась. Концепция интернет-магазина музыкальных инструментов. Все что тогда было придумано - существует в том же виде и поныне.

- Ты до этого знал что такое интернет-магазины? Пользовался ими?

- Интернетом пользовался. А вот магазинами нет. Я про них ничего не знал. Весь мой интернет был - отправка почты и аська. Тогда социальных сетей и сайтов знакомств не было и поэтому знакомство с девчонками происходило в аське. Все знакомились только в аське. Ну и за счет шоу-бизнеса я знал несколько сайтов где можно было выкладывать свою музыку - realmusic.ru и еще парочка сайтов - я туда клал музыку. Это наверное все мое знакомство с интернетом на тот момент.

- Ты что даже порнуху не качал?

- Нет. Тогда модемы были и все было очень тяжело.

- Ну у меня был модем и я только этим и занимался. Это потом пришлось делать сайты музыкальным конторам в этом долбанном интернете.

- Ну может быть какие-то картинки я и видел. Но это было все крайне медленно и нужно было дозваниватсья по ночам до провайдера. Или с утра когда мало кого не было в сети. Тогда были программы "звонилки". Ставишь ее дозваниваться и идешь покурить или выпить.

И потому тогда интернет-магазин казался бредовой бесперспективной идеей. Но тогда я видел, что ко мне на рынке не идет народ. А вот есть контора условно говоря холодильник.ру и у них есть сайт и к ним народ идет на рынке. И я поначалу не понимал почему к ним идет а ко мне нет. Потом я увидел что у них написано название сайта. И я подумал тогда - почему мне нельзя продавать через интернет?

- Ну сайт с рекламой оффлайн-магазина и интернет-магазин - это две большие разницы. А ты получается сделал интернет-магазин вообще не зная что на свете бывают интернет-магазины. Фактически изобрел велосипед заново.

- Да. Самое смешное, что я даже не ориентировался на западные интернет-магазины. Я не знал тогда об их существовании.

- Удивительно. Русский путь. Что было в начале интернет-магазина?

- Началось с того что нужно было сделать сайт. Что такое сайт я представлял тогда, а как он должен был делаться я не знал. Слава богу у меня были друзья в Самаре - один из них делал какую-то печатную рекламу - он сказал "я тебе нарисую макет сайта", а второй был системным администратором крупнейшего в Самаре холдинга, куда например входили АвтоВаз и прочие серьезные компании. Он как раз и сделал мне первый сайт - в долг за 300 долларов. В декабре 2002 года.

- Забавно, а я в декабре 2002 года, сделав десятки сайтов за несколько лет, завершил эту деятельность и устроился в A&T Trade. Продолжай, что было дальше после создания сайта? Ты снял офис, нанял людей, набрал товаров, нашел инвестиции?

- Первым делом на этапе возникновения идеи, я пошел к своему боссу и рассказал о ней, предложив продвигать ее. Он отнесся к ней очень прохладно. И тогда я подумал, что раз он так к ней отнесся, идея наверное все таки хорошая. Меня это скажем так - еще больше раззодорило. Мне тогда было удивительно, что он не принял эту идею. Хотя сейчас прошло много лет и мы уже с ним даже смеялись над этим. Он говорил, что допустил самую большую ошибку в жизни. Потому что в тот момент с той его структурой и деньгами (только в Москве у него было больше десяти магазинов), то возможно рынок было бы другим ныне - возможно не было бы уже Слами и неизвестно, что было бы с A&T trade. Вряд ли бы они составили ему конкуренцию именно по деньгам. Ведь независимо от договоров, которые были подписаны с тем же Fender, всегда можно предложить поставщику закупать у него на большие деньги и перехватить любой бренд. Но идея не была тогда поддержена.

Но конечно тогда совсем без денег я не мог бы ничего сделать. А единственное у кого я мог взять их - это та моя на тот момент подруга. Хотя она понятное дело ничего в этом не понимала в плане бизнеса и поэтому у меня был разговор с ее мамой. Она сама когда-то начинала простым парикмахером и только потом с годами стала совладельцем салонов красоты. Она мне сказала, что идея идея не такая уж и плохая. И дала мне 3000 долларов.

- Какой ты шустрый мальчик. Познакомился с красивой девушкой, вытянул из мамы три штуки грина - молодец.

- Ну мне потом ей все равно пришлось отдать пять тысяч. Тогда это были очень большие деньги для меня. Просто нереально.

- А сейчас фигня?

- Нет, сейчас тоже большие, но относишься уже по-другому. Ведь когда у тебя нет десяти рублей на метро, пять тысяч долларов, кажутся колоссальной суммой. А сейчас когда есть деньги на метро (хоть проезд и подрожал) - то пять тысяч долларов не кажутся такой смертельной суммой как тогда.

- Блин. У меня в 2002 было пятьдесят тысяч долларов. И я сейчас рядом с тобой ощущаю себя немного идиотом, поскольку эти деньги просто растворились непонятно на что. А тогда не знал куда их деть. На что ты конкретно потратил те $3000?

- Я организовал юридическое лицо (ООО) - тогда это стоило более тысячи долларов и купил мобильный телефон, номер которого использовал в рекламе на сайте (это еще порядка 400 долларов), принтер, факс - ну вещи необходимые для работы.

- Вся работа происходила у тебя дома?

- Естественно - все было именно там.

- Ты жил один, с родителями, снимал квартиру?

- Я жил один в своей квартире и тут как раз проблем не было.

- Хорошо. Как началась сама работа?

- Остальное было дело техники. Люди стали звонить мне по телефону с веб-сайта. Но товара у меня не было и я всем говорил - извините, сейчас товар закончился, оставьте свои контактные данные и я перезвоню, когда он появится. И это работало тогда.

- Товар как я понимаю надо было брать в конторах-дистрибьюторах, которые отпускали его своим дилерам по оптовой цене. Как ты стал дилером?

- Это было смешно. Я приезжал в какую-нибудь серьезную компанию и говорил, что представляю нереально крутого дилера. Но при этом я же не выглядел как нереально крутой дилер. Я представлялся солидным клиентом, но толком не мог ответить кто я конкретно, и где у меня магазин, и какой он. Но наверное, какое-то впечатление мне удавалось произвести и в конце концов я получил свое первое дилерство - это было в компании Инваск.

- Далее ты получил постепенно дилерство остальных игроков рынка, стал получать товар по хорошим ценам, продавать и все пошло поехало?

- На самом деле все было намного сложнее. Во-первых я на тот момент уже разошелся с подругой. Она не понимала чем я занимался. Прошло два месяца - я уже стал получать какой-то товар, вести учет, наполнять сайт. Но при этом она не видела никакой реальной отдачи. Казалось, что если мне дают три тысячи, то через месяц я должен принести шесть тысяч. Плюс возникло куча личных моментов. И я тогда с ней расстался. Но денег у меня было просто ноль при этом. Были и другие сложности. Например, Yandex не хотел индексировать мой сайт. При этом я получил дилерство, получил товар, а вот Yandex никак не хотел. Это был период затишья в бизнесе. А мне в конце концов нужно было оплачивать мобильный телефон ($96 в месяц) и как-то жить.

В меня тогда никто не верил, все относились к моим идеям крайне скептически и было крайне тяжело. Был момент когда с утра я брал сто долларов у друга, который единственный мне в этом не отказывал. Он работал на Савеловской, продавал компьютеры. Таким образом я на общественном транспорте ехал в Красногорск за МКАД, там покупал гитару за 80 долларов, ехал продавал ее клиенту за 120 долларов, после чего ехал отдавал вечером другу взятые у него 100 долларов обратно. И так было не один день. То есть первое время все существовало только по такой схеме.

А потом случилось чудо. Вот этот магазин на Комсомольской, что купили у Слами - он шел в глубокий минус, мягко говоря - то есть терпел убытки. Никто не знал, что с ним делать и продать даже его не было возможности. И мне тогда как человеку близкому к этой сфере, предложили объединить мое начинание с тем магазином и товарищем, которому этот магазин достался "по наследству". Он стал моим деловым партнером. Причем тогда у него ситуация была тоже не очень удачная. Ему купили квартиру и он за нее должен был порядка 70 тысяч долларов. Бывший наш начальник купил ему в долг, потому что они родственники. В общем у него была тяжелая ситуация и у меня тоже - потому что бегать бесконечно по сто долларов занимать было невозможно. И мы решили помочь друг другу и у нас получилось.

Первое, что я сделал придя в этот магазин - я уволил всех продавцов, доставшихся от Слами. У них было много пафоса, склонность к безделию, воровству денег и прочим негативным вещам. Было решено, что магазин входит в состав pop-music вместе с тем товаром, что в нем на тот момент лежал.

- То есть как я понял, для тебя главным плюсом этого магазина было не наличие торговой площадки самой по себе - а именно та куча товара, что ты мог продать через интернет?

- Да. И это придавало определенную статусность на тот момент. Плюс я уже мог отвечать на вопросы покупателей "А где у вас находится розничный магазин". А то ведь на сайте было написано что "вы в крупнейшем музыкальном интернет-магазине". При этом он состоял всего из одного человека.

- Тебе не кажется, что в этом был элемент мошенничества?

- Ну если в таком понимании, то да. Хотя я тогда уже знал, что буду самым крупным.

- Вот такой вопрос. Я приходя в PetroShop в конце девяностых и потом в A&T Trade говорил им тоже "что у меня большая фирма", предлагая сделать веб-сайты. И ты тоже начинал с того что прикидывался большой фирмой и для покупателей и для поставщиков. Читая Артемия Лебедева, узнаешь о том, что он начинал с того, что предлагал своим потенциальным заказчиком список сделанных работ для выдуманных фирм. Что творилось в этом мире?

- Это нормально. Например, когда я начинал свой сайт, то понимал, что для привлечения народа, нужно чтобы он стал еще и площадкой для общения. Поэтому я сделал форумы и по-началу писал туда сам от лица выдуманных двадцати-тридцати человек, разводя беседы. Это производило впечатление живого ресурса. И после этого народ стал подтягиваться и писать у меня на форуме. Он существует до сих пор и там тусит около полутысячи человек кажый день, при том что всего зарегистрировано порядка десяти тысяч. Но мы там ведем только рубрику с обсуждением работы магазина, а остальное идет фактически не модеруемо - мы только спам удаляем.

- Ладно хватит рекламы форума. Вернемся к торговой точке на Комсомольской.

- Я взял на себя антикризисное управление тем магазином. Я в общем уволил продавцов, нанял других. Я продал все трудноликвидные товары типа леворукого Вашбурна. Или какой-нибудь саксофон Амати. Я продал все это за-полцены, дешевле некуда, но просто чтобы получить какой-то оборотный капитал на закупку вещей, которые реально пользовались бы спросом.

И к концу года я уже смог отдать свой долг - пять тысяч вместо трех, взятых. Просто когда я оформлял юридическое лицо, то женщина дававшая мне в долг, организовала так, что совладелицей фирмы была записана ее дочь, которая тогда была моей девушкой. Поэтому ее мама в конце лета 2003 года когда увидела, что дела идут более менее весело и по-нарастающей - она возникла на горизонте и сказала "где мои 50% в бизнесе?". И это вполне было обосновано, поскольку она являлась официально совладельцем. И плюс самое страшное на нее был зарегистрирован домен pop-music.ru.

- То есть юридически она была права, а по-человечески наверное нет?

- По-человечески, нет. В результате мы договорились, что я отдаю ей пять вместо трех и мы расходимся, она подписывает все бумаги и больше ни на что не претендует.

- В первый год работы в 2003 году все по-прежнему происходило в основном у тебя дома или сразу все стало круто?

Мы разумеется первое время не снимали ни офиса, ни склада, который был у меня дома. И до декабря 2003 года я не мог к себе войти домой. Я спал на синтезаторах, потому что вся моя трехкомнатная квартира была забита им снизу доверху. Других вариантов на том этапе не было. Я был и директором, и совладельцем и менеджером магазина.

- Ты сказал совледельцем. А вот твой партнер чем он занимался?

- Без него я бы ничего не добился. Я занимался стратегическим развитием. А он вел финансовые дела фирмы.

- Быть партнерами по бизнесу - это палка же о двух концах...

- Я знал этого человека еще с 1995 года по Митинскому рынку. И мы до сих пор друзья и друг другу доверяем.

- Многие говорят, что лучше не иметь бизнеса с друзьями ибо это приводит к концу дружбы.

- В 99% это так, но мой случай это исключение. Повезло. Попался бы другой человек все было бы по-другому. А так все было абсолютно честно и до 2007 года он работал в нашей компании. А сейчас у него просто другой бизнес.

- А та девушка, с которой ты расстался - она в курсе твоих дел, изменила ли отношение к тому, чем ты занимался?

- Она в курсе, безусловно. Разок она что-то покупала у нас в магазине, кажется гитару для ребенка. мы перекинулись парой ничего не значащих фраз и все.

- Хорошо, окунемся совсем в далекое прошлое. Как ты стал ди-джеем и как тебя затянуло в эту трясину в принципе?

- Все это было стечением каких-то невероятных обстоятельств. Я учился в обыкновенной школе и даже не помышлял о музыке. Но при этом у меня было хобби - починка телевизоров, магнитофонов и другой электроники. В десять лет моей любимой книгой была "Аналоговые микросхемы широкого применения".

После восьмого класса как это обычно бывает часть народу заканчивает со школой, а из остальных классов делают один какой-то девятый. Там было много нового для меня интересного народу, в том числе пришедших и из других школ. И там были мальчики, которые играли на гитарах. И они в глазах девочек находились в более выигрышном имидже нежели я.

- И ты не стал гитаристом? У нас в школе когда появились такие мальчики - я купил гитару, а ты стал ди-джеем? Как так?

- Ну я конечно тоже познакомился с гитарными мальчиками. Но я не имел тогда представления о том как звучат разные инструменты, та же бас-гитара, хотя музыку конечно в тот момент слушал. Это была попса - я воспитан на ней. Такие группы как ABBA, Sandra, Modern Talking, C.C.Catch и прочая попса восьмидесятых, которую слушал мой брат.

- Получается для тебя слово pop-music оно примерно также не случайно как для меня distortion. Как проходило твое общение с гитарными?

- Я напросился к ним - распаивать провода и делать разную техническую работу, в которой они ничего не понимали. Тогда то я и понял как звучат отдельные инструменты. В результате на одной из репетиций я предложил им спаять микшер. Поскольку я знал, что нельзя просто скручивать шнуры трех гитар в один чтобы запихнуть их в один вход усилителя. Что такое микшер я догадывался, но никогда ранее не делал. Но потом в результате двух месяцев работы я его сделал. Он назывался "Досуг-1", потому что я нашел где-то страшную облезлую железную коробку с такой надписью, которую и использовал в качестве корпуса. Не поверишь, но этот микшер до сих пор жив и до сих пор работает, валяется дома у моих друзей. Там было шесть каналов с регулировками низов и верхов. Все микшировалось правильно.

Тогда мой авторитет у этих музыкантов очень сильно вырос, потому что в те годы купить микшер, даже отечественного производства было просто невозможно. Общаясь с этими ребятами я узнал, что такое тяжелая музыка и рок-музыка вообще. И потом меня стали просто воспитывать на этой музыке, когда я слушал все подряд. Ту же "Арию".

- ???

- Я был тогда их жутким фанатом и ходил на все их концерты. После таких концертов типа "Арии" или "Короззии Металла" в те годы позволялось ломать тролейбусы и толпой в пятьсот идущих по улице человек орать-скандировать "Пиздец гопоте!"

- Ну вот я думал хоть это интервью будет без мата.

- Это можно. Люди думаю поймут это выражение. У меня кстати тогда были длиные волосы и я был правильным пацаном. А потом я попал в институт. Это был Московский Институт Стали и Сплавов.

На дворе стоял 1995 год - просто потрясающее время. Ночные клубы в Москве только-только начали открываться. И туда ходили либо бандитосы с баблом, либо соответственно их подруги-проститутки. Простой студент в такие клубы попасть не мог, тем более там иногда стакан воды из под крана стоил грубо говоря сто долларов.

А в нашем ВУЗе в первой половине девяностых было полное затишье в плане концертов или еще чего-то подобного. А потом уже в мое время кто-то решил провести "вечер факультета". Было это добровольно-принудительно, когда к вам просто заходили в аудторию с вопросом "кто здесь вообще умеет что-нибудь?". Выяснилось, что я занимался в школе какой-то самодетельности, имею отношение к аппаратуре и все такое. И тогда мне поручили проводить этот вечер и на меня повесили дискотеку.

Там конечно в ДК валялось какое-то оборудование, но совершенно невменяемое. Я из него за две недели попытался сделать что-то работающее, где-то починил, где-то отстроил. Что такое быть ди-джеем я вообще не представлял. Поэтому было простое решение - я пошел к ближайшему киоску и купил пару кассет типа "бест оф техно". И взял их на дискотеку. Куда пришло человек семьсот. Колоссальная толпа, хоть это и не моя заслуга. А дискотеки то и не было - просто был кассетный магнитофон. Но всем понравилось, тем не менее как я провел дискотеку.

И загорелся этим делом. Понял что будучи ди-джеем смогу привлекать внимание всех девушек института, самых красивых в том числе. В общем дело мне все это понравилось и следующую дискотеку тоже я проводил, причем привозя с собой какое-то свое оборудование. Вечера стали проходить регулярно. Плюс мы как организаторы смогли обеспечить нормальные безопасность и поведение посетителей - никто никого не убивал как нам многих других дискотеках того времени.

Хотя я такие страшные бумаги подписывал у проректора института. Типа "прошу отчислить меня по собственному желанию". То есть если бы что-то случилось, они бы достали это заявление из стола и дали бы ему ход. Я рисковал всем, но мне было это очень интересно. Это ведь был смелый шаг, потому что в 1995 году еще была война в Чечне, куда запросто можно было угодить, вылетев из института.

В общем затея с дискотеками удалась. Я конечно вел их не один. Мой тогдашний напарник в данный момент является программным директором радиостанции "Динамит ФМ" - Игорь Азовский. Были и еще другие люди, которые вместе с нами занимались этим и просто учились вместе. Но у всех по-разному судьба сложилась.

А мне все очень нравилось и я очень быстро учился. Буквально через пару месяцев я умел миксовать на cd-проигрывателе. Вертушка винила тогда было вообще что-то из ряда вон выходящее и недоступное. Я умел в общем отлично сводить песни и был отличным ди-джеем. На эти дискотеки приходило много людей с радио-станций и из клубов. Так меня стали приглашать работать в клубы. В результате в течении 97 года я каждую ночь работал в клубах до 3-4 ночи.

- То есть ты насмотрелся жизни ночных клубов?

- Да я насмотрелся столько, что мало не покажется.

- У тебя были истории с наркотой?

- Нет. Мы все были алкоголики. Но на самом деле ты поднял тему наркотиков - она была очень актуальна. В 1995 году в каждой палатке возле ночных клубов продавался героин. Но мне было не до этого - я зарабатывал деньги и плюс утром мне надо было еще и на учебу поспеть. Никакой наркоты. Просто тихий алкоголик.

- Что было дальше?

- После клубов меня заметили люди с радио и я попал на станцию "Милицейская волна". Первое время нас не выпускали в прямой эфир и мы просто ночью ставили музыку. Но мы следили за всем и стажировались. Потом у меня была работа на "РДВ" (Радио Деловая Волна). И я вел с 1999 по 2000 год программу о клубной музыке Club Top, которая выходила каждую субботу. Там я уже общался со слушателями. Но сама программа готовилась целую неделю и я не миксовал в прямом эфире, поскольку все равно была вероятность какой-нибудь лажи. Эта была одна из самых популярных программ, ибо мы целую неделю искали самые свежие трэки - и через интернет, и через знакомых пиратов на Митинском рынке, куда попадало все самое новое. Конкуренцию могли составить тогда только "Радиостанция 106.8" с похожей программой и Европа Плюс. Но мы боролись очень четко за рейтинг и побеждали. У нас не было заумной музыки - у нас было то, что слушает народ на дискотеках и что реально популярно. Это не значит, что мы крутили "Коко Джамбу" или "Макарену", но и не значит что была "кислота" - это была востребованная в клубах музыка - актуальная и молодежная.

Поскольку программа выстрелила, то нас стали продавать в клубы, где мы вели ночные дискотеки. Продолжалось это целый год, когда я каждые субботу и воскресенье где-то клубился. При этом я еще параллельно работал на радио-рынке в Митино. Иногда я не спал по две три ночи подряд.

А потом меня заметили артисты, которые на тот момент исполняли популярную музыку. Крутились на радио-станциях и были в хит-парадах. Им понравилось как я делал ремиксы для своей программы и тогда я стал делать ремиксы для артистов.

- А у тебя есть музыкальное образование? Умеешь ли ты играть на инструменте?

- Образования нет. Но я умею на клавишах. Хотя и Цоя на гитаре смогу.

- Сам учился на клавишных?

- Да.

- А какие еще полезные в музыке навыки помимо диджейства и клавишных?

- Аранжировки, звукозапись.

- Расскажи как ты функционировал в этом направлении?

- У меня дома в конце 90-ых была создана студия (сделана звукоизоляция помещения чтобы не беспокоить соседей). И я работал с очень большими на то время артистами. Кто только тогда ко мне не приходил записываться. Соседи от меня вешались. Тем более на поначалу звукоизоляции не было. Хотя любая звукоизоляция помогает только процентов на 50 и поводы вешаться у соседей были и потом. Ну вот когда в три часа ночи ты сводишь очередную песню соседи на тебя не могут просто нарадоваться.

Другим моментом было то что большое количество приходивших ко мне артистов было способно довести соседей до инфаркта только одним своим внешним видом. Один только двухметровый до сих пор не говорящий по русски Пьер Нарцисс чего стоит, бывавший у меня не однократно. Когда на шум из моей квартиры приходили соседи снизу, я предлагал Пьеру выйти к ним и разобраться. Он кстати на тот момент был грубо говоря абсолютно никем. Мы познакомились когда он работал на дискотеках, произнося по несколько фраз за композицию (типа Move your ass, I wanna you и так далее). Причем и английский он почти не знал - ведь он из Камеруна, а у них там французкий.

- А еще кто из известных людей с тобой работал?

Хотя сейчас эти имена тебе ничего не скажут, но в 1999 году группа "Валдай" с песней "Тинейджер позвони на пейджер" - это было очень круто. Группы "Хамелеон", "Адреналин", "140 ударов в минуту" - я ко всем ним имею отношение. Это все попса которая на тот момент была востребована.

Или вот помнишь не так давно умер артист, которого в шоу-бизнесе звали Шкет - ну маленького такого роста. Это Володя Тишенков, он одно время в 90-ые годы на выступлениях "Корозии Металла" изображал на сцене гоблина, показывая интимные связи с проститутками на сцене прямо. И представь мое удивление когда ко мне приходит этот Вовчик и заявляет о том, что он поет шансон. И это после "Короззии". И он предложил мне сделать несколько танцевальных ремиксов на свои шансон-песни. Чтобы ставить их на дискотеках. Он был реально очень маленького роста и очень замечательным человеком. А умер просто от алкоголя, потому что много его жрал.

Сергей «Паук» ТРОИЦКИЙ, лидер группы «Коррозия Металла»: Мне не нравится унизительная кличка Шкет, которую ему дали на НТВ. Я знаю его как Черного Хоббита, и давайте называть его так. Мы познакомились в 1991-м. «Коррозия» ехала давать концерт в Сибирь, был развал Союза, и поезда постоянно останавливались. Во время одной такой остановки мы с группой отправились в поселок за выпивкой и там возле винного магазина обнаружили Владимира. Мы взяли его с собой, решив, что это будет неплохое дополнение для нашей шоу-группы. Провезли его в Москву на третьей полке. Фанаты тоже были в восторге. Тогда еще все увлекались «Властелином колец», и мы как раз и придумали ему прозвище Черный Хоббит. Гастролировали мы вместе примерно лет пять. Помогли ему паспорт сделать, добились получения небольшой квартиры в Икше. А после дефолта 98-го концертов стало мало, и мы не могли платить Черному Хоббиту достойную зарплату. Он стал заниматься мелкими подработками, участвовал в разных телепроектах, а затем его пригласили и на НТВ. Последний раз мы виделись в прошлом году, на юбилейном концерте группы «КМ». Хоббит сильно перебрал, из чего я сделал вывод, что живется ему несладко...

- И как я понимаю весь твой шоу-бизнес накрылся в начале 2000-ых с выходом Фабрики звезд?

Ну да, именно так. Ведь в 2000 и 2001 году было очень много концертов. И у меня даже был собственный проект и был выпущен альбом, который тогда продавался везде. Я был соавтором всех песен оттуда и записано все было у меня.

- А сейчас когда у тебя совсем иные финансовые возможности, ты занимаешься самой музыкой, может играешь что-то?

Совсем нет.

- Нет желания или времени?

Времени нет. Хотя я и планирую изменения в своей жизни, чтобы в ближайшее время тряхнуть стариной.

- Для себя или коммерческий проект?

Я не буду делать ничего коммерческого с целью зарабатывать на этом деньги. Но это будет публичная музыкальная деятельность.

- Сейчас у тебя дома стоит какой-нибудь инструмент чтобы раз в неделю сыграть пару фраз?

Нет, дома ничего нет и есть только база данных товаров и возможность потрогать инструменты в своих магазинах. Но при этом я отслушиваю всю выходящую музыку и нахожусь полностью "в теме".

- Поговорим о названии pop-music - наверняка часто народ недоумевает и даже издевается над ним?

Постоянно конечно. Но с этим доменом pop-music.ru тоже связана интересная история. Ранее до меня там были какие-то mp3-файлы и midi - дурной криво сделанный сайт. Домен освободился от предыдущего владельца буквально на 15 минут и я успел его занять и оплатить, с бешеными глазами прибежав в сберкассу и растолкав всех бабулек в очереди, чтобы потом побежать на почту посылать подтверждение оплаты - такая тогда была процедура. Но надо сказать, что в это название я вкладываю не привязку к определенному стилю музыки, а понятие "популярные музыкальные инструменты" - такая концепция.

- Пару слов о том материальном, что дал тебе проект pop-music. Скажи у тебя есть миллион долларов?

- Есть.

- Но при этом ты приехал сейчас на метро. И одет ты нельзя сказать чтобы роскошно.

- Я не гонюсь за какими-то внешними атрибутами.

- Хорошо, но вот такой вопрос - есть деньги, а на что их тратить? Есть ли какие-то мечты типа яхты или феррари? Или хотя бы домик на Рублевке?

- Ну домик есть почти на Рублевке.

- А есть ли мечты из тех, что продаются за деньги, а ты просто не накопил на них? Ну например я мечтаю купить футбольный клуб "Спартак-Москва".

- Нет, мечты, которые можно купить за деньги у меня нет.

- Ну а вот купить остров свой в Тихом океане? Или заплатить участникам группы АББА по миллиарду чтобы они объединились и спели у тебя на дне рожденья?

- Ну вот эти две идеи мне в принципе нравятся.

- Чтож если будут лишние деньги - обращайся ко мне - я все придумаю куда потратить :-)

- Хорошо. Хотя у меня все мечты связано с чем-то другим. Как бы это пафосно не звучало, но они из области геополитики и социальной ответственности бизнеса. Понимаешь мне пишут сотни людей (и этих писем накопилось уже тысячи за годы) - это послания о тех, кому я помог в некотором роде изменить жизнь.

Типа того, что человек жил где-то условно говоря в далеком местечке в Якутии, где 300 км до ближайшего населенного пункта и гитару купить невозможно. И приходилось с утра до вечера пить самогон и ничего не делать. А благодаря pop-music я сумел купить гитару и теперь смысл моей жизни не в алкоголе, а в сочинении песен.

Хотя надо сказать, что помимо инструментов для людей наша компания оборудовала громадное число клубов, репетиционных баз. Даже иногда мы занимаемся благотворительностью, поскольку можем себе это позволить. Например, помогаем церкви озвучить какие-то акция.

- Кстати о благотворительности. У меня есть одна знакомая фото-модель с пятым размером груди. Она тоже нуждается в благотворительности. Мы с ней дружим, но она регулярно спрашивает нет ли у меня знакомого благотворителя.

- Я подумаю :-)

- Как ты понимаешь социальную ответственность бизнеса, о которой ты упомянул только что?

- Мы стали настолько большими как компания, что несем определенную ответственность на чем люди будут играть и будут ли вообще играть. Будет ли вообще развиваться культура в России, как бы это пафосно не звучало.

- То есть ты ощущаешь, что благотворя твоей работе у людей жизнь изменилась к лучшему?

Да, ощущаю себя хорошо, от того что повлиял в лучшую сторону на жизнь многих.

- Куда двигаться дальше? Просто тупо развивать и увеличивать бизнес? И при этом даже не купить Феррари? :-)

Почему бы и нет? Хотя у каждого свои мечты. Я вот сейчас мечтаю создать семью и вырастить много детей.

- Ты понимаешь какой ты выгодный популярный товар на рынке женихов? Идеальный с точки зрения женщины, ведь ты даже не пьешь. И не куришь, не говоря о том, что молод и выглядишь нормально. И даже Цоя могешь на гитаре!

- У меня стоит очередь из невест :-)

- А у меня просто стоит :-) Возьми меня секретарем по первичному общению с невестами!

- Это сложно, ведь ты тоже свободный человек сейчас и поэтому боюсь будешь пользоваться служебным положением в корыстных целях.

- Я тебе не конкурент. Куча вредных привычек, нет денег и главное нет желания их зарабатывать. Плюс не умею Цоя играть.

- Ну это разговор о том, кто чем берет. Я например могу заинтересовать деньгами. А ты в моем понимании прикольный парень, а девушки любят прикольных. И тебе даже не нужны деньги чтобы быть с самыми красивыми девушккаи, ты сможешь их так уболтать, что они будут твоими.

- Но ведь внутри все они очень прагматичны, особенно если речь идет о семье. С прикольными парнями здорово тусоваться, но не строить домашный очаг. Я уже много раз слышал от них - ты клевый, но у тебя даже нет тачки и ты не хочешь тачку, самый ужас.

- У меня тоже нет машины. И тоже нет желания ее купить. Не вижу смысл стояния в пробках. В Москве это по любому трата времени, даже при наличии своего водителя. Я обычно езжу по городу на метро и не вижу сложности никакой в этом. А когда надо поехать за город, то конечно в моей фирме есть и авто и водитель.

Хотелось бы спросить еще о такой вещи. Твоя фирма за эти годы выросла и разумеется изменилась. А что стало иным в тебе самом - как ты изменился? Ты стал руководителем (большим боссом), от тебя зависит множество людей, которые зачастую заглядывают тебе в рот. Ты распоряжаешься большими деньгами. Как pop-music изменил тебя как человека?

- Я стал профессионалом и конечно повзрослел как человек. Стал более жестким и закаленным, менее доверчивым. И человеческие качества несомненно ухудшились. Но при этом есть и моменты оптимизма, поскольку я видел как меняют людей даже относительно маленькие деньги. Со мной слава богу этого не произошло. Наверное, потому что я прошел шоу-бизнес и знаю например что такое звездная болезнь и как ее лечат.

- У тебя самого была "звездянка" когда-нибудь?

- Ну когда ты в молодом возрасте 21 года никогда особо ранее не будучи за пределами Москвы, выступаешь на стадионах всей страны, условно говоря, играешь на разогреве у группы "Сплин" или "Браво" перед 60-70 тысячами людей и так каждый день, то безусловно какие-то элементы этой болезни проявляются. Особенно когда ты ездишь по провинции, где любой артист из Москвы уже по умолчанию звезда. Поэтому когда концерт заканчивается, ты берешь пивка-водочки и идешь "в народ", где "все девчонки твои" потому что ты - "человек со сцены". Или вот когда ты проводишь эфир на радиостанции, потом спускаешься на улицу (Казакова 16), а там тебя ждут поклонницы - разумеется, очень легко схватить головокружение от успехов и это накладывает отпечаток на твое поведение, хотя я слава богу, что все это приходящее и хватило разума не впасть туда по полной.

- Интересно так, ты сказал Казакова 16, а я через дорогу пять лет учился в институте на Казакова 15. Иногда мы видели там людей известных и постоянно обсуждали разного рода фантастические оргии, которые по идее должны случаться у знаменитостей.

Не могу сказать, что после концертов или эфиров у меня были безумные оргии. Об таком я слышал только от других - того же Андрея Разина ("Ласковый май") - он рассказывает невероятные байки. Мы как-то с ним выпивали в купе поезда из Смоленска.

- "Ласковый май" - какие это были времена. Как же давно это все было. Ладно, вино уже кончилось, рассказал ты множество всего интересного, и мне остается тебе только пожелать удачи - как в бизнесе так и в личной жизни - и поблагодарить за то, что согласился поделиться с читателями distortion подробностями своей невероятно интересной жизни. Счастливо.

26.12.2010