Лето кончилось. Многочисленные знакомые и незнакомые люди вернулись обратно в Москву изо всяких своих замечательных отпусков. Отдохнувшие загоревшие и довольные. Ворчат конечно слегка в стиле "как же неохота было лететь назад", но в общем имидж у всех вполне позитивный. И только одно омрачает их светлые лики. Чужие дети. Маленькие глупые дети. Которые орут. В самолете, на пляже, в туристическом автобусе, на завтраке - они всегда и везде вопят - эти маленькие чужие дети. И многие мои знакомые люди (в разговорах) и чужие незнакомые но как-будто тоже люди (в блогах) выражают недовольство.

Мне намного проще в этом плане и жаловаться не на что. Я во-первых не было в отпуске этим летом, а во-вторых если бы и случилось вдруг обратное, то уж дети мне точно не причинили бы неудобств. По этому повод уместно вспомнить одного всеми любимого лысого бренд-менеджера в офисе компании A&T Trade. Он помимо разных глупостей любил мило улыбаясь приговаривать "Кто в армии служил - тот в цирке не смеется". Так вот следуя этому постулату, вставлю свои две копейки - "Кто отработал на выставке Музыка-Москва - тому тому на детский крик поссать на стену".

Музыка и Москва. Голуби и Медведи.

Многие умные (и глупые тоже) на протяжении веков пытаются выразить суть России и Русского характера в каких-то символах. Один вопрошает "Куда ты мчишься, Русь-тройка?", второй заявляет "В России две беды: дураки и дороги", ну ясен хуй найдется и тот, кто вякнет "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!", хотя самым точным наверное будет "Умом Россию не понять". Подобно всяким мелким тупицам мне тоже хочется примазаться к великой теме большой страны и это толкает на создание собственного образа России и души русских людей. Короче, я считаю ничто так не олицетворяет нашу страну и людей ее населяющих как выставка "Музыка-Москва". Это пик, это суть и это самая верная иллюстрация. Давайте посмотрим на нее со всех сторон (но только в разрезе гитарного конечно).

Сначала про посетителей как видел их на протяжении семи лет руководитель главного гитарного стенда выставки. Зачем в принципе человек идет на выставку вместо того чтобы просто где-нибудь выпить и потрахаться (или вздрочнуть если никто не дает)? Мне кажется, народ топает ради знакомства с гитарами и оборудованием для них. При этом подразумевается, что ранее они не были знакомы.

И вот представьте такую ситуацию. Почти все новинки на этом рынке представляются производителями в Январе (на выставке Namm), а дистрибьюторам о них как правило сообщают еще осенью, чтобы они могли заранее их заказать и после января как можно побыстрее привезли в свои замечательные страны.

И вот ты приходишь осенью посмотреть на выставку осенью чтобы увидеть продукты, которые несколько вышли более полугода назад, давно поступили в магазины и их уже видели-купили-обмусолили все кому не лень. Новинки бля.

Ты приходишь выставку чтобы увидеть там 20 гитар Ibanez (больше не влазит на стенд) вместо того чтобы зайти в магазин где их висит штук 100 если ты так интересуешься Ibanez.

Ты приходишь на выставку чтобы познакомиться с Ibanez, который не дают никуда включать и даже потрогать если только попросишь хорошо. Вместо магазина - где стоит сто усилителей и ты можешь врубиться в специальной комнате и пилить сколько хочешь.

Ты приходишь на выставку чтобы познакомиться с Ibanez - чтобы с трудом протиснуться сквозь страшную в метрополитеновском стиле толпу и насладиться грохочущей какофонией? Тебе не нравится пустота и тишина музыкальных магазинов?

Все, что я перечислил - очень хорошо известно посетителям выставок, но они все равно идут и даже платят за билеты. Вот вам и русский характер.

Посмотрим на это все с другой стороны. Компании участники тратят невероятное количество денег в ходе выставки. Я не буду называть цифры - но они мне известны. Ради чего все эти дыры в бюджете? Цель существования любой конторы - получение прибыли. Но участие в выставке не приносит никаких приятностей. Объемы продаж в следствие выставки не растут. И лояльность покупателей от нее не повышается. Но однако русский характер и поэтому "эта музыка будет вечной" поет нам группа Наутилус.

Семь лет подряд я участвовал в совещаниях на тему "А каким нам в этом году сделать наше участие в выставке?". Если честно, то мои предложения не особо охотно выслушивали. Один раз только руководство конторы с моей подачи согласилось отказаться от участия в выставке. И на эти деньги, сэкономленные от "Музыки-Москвы" мы устроили тут Steve Vai аж по девяти городам (Россия и Украина). Продажи Ibanez скакнули вверх. Я правда предлагал провести тур немного пораньше чтобы выступление Стива в Москве пришлось на день выставки и меньше народу пошло бы в Сокольники к нашим конкурентам, но мое предложение сочли через чур радикальным.

Вообще в ходе работы я предлагал много всяких революционных идей касаемо выставки. К сожалению они не были приняты. А может и к счастью - начальству виднее. Например, как-то я говорил, что надо на период выставки снизить цены на 30% в наших магазинах вместо участия в выставке. То есть ущерб от потерянной прибыли покрыть за счет денег которые планировались на участие в выставке. Но зато думаю объемы продаж с такими скидками тут же взлетели бы и плюс люди бы вместо выставки с конкурентами пошли бы в наши магазины.

Наиболее веселой из моих выставочных идей была такая: за небольшие деньги нанять сто студентов, напоить их пивом прямо с утра и заставить создавать сутолоку и давку возле стендов конкурентов. При этом на студентах должны быть футболки "где Gibson?", "где Fender?", "где Marshall?". Представляете какой эффект - приходишь на выставку - а там нет ни Fender, ни Gibson, ни Marshall, ни Ibanez, ни Mesa, ни Line6. Зато возле каждого стенда с каким-нибудь ESP или Roland трется толпа пьяных мудаков, которые тупо мешают тебе. Это была одна из любимых идей.

А еще у меня была одна не только веселая идея, но и одна красивая. Я предлагал не строить стенд и не привозить оборудование. Нужно было постелить зеленый ковер на всей территории нашей экспозиции. И нанять 20 девушек моделей. Их надо раздеть до купальников и поделить на четыре команды по 5 человек. И заставить их играть в футбол весь день. Две команды играют и две отдыхают, ждут своей очереди. И пусть они фигово играют. Зато посмотреть на красивых баб в купальниках, которые бегают и толкаются друг с другом - соберутся все. Никто не будет обращать внимания на стенды конкурентов - все только и будут говорить об этих бабах и нашей конторе. Тем более на трусах у команд можно разместить четыре логотипа - Fender, Gibson, Ibanez, Jackson. Народ будет ставить ставки - какая команда победит Fender или Ibanez?

Но увы все эти идеи пошли в конце концов коту под хвост, как говорят в России. И в результате все было как обычно - бренд-менеджеры стояли возле стен с гитарами и смотрели как бы посетители чего не спиздили или не поломали. Они конечно все равно что-то пиздили и что-то ломали, но под присмотром это не приобретало глобальный характер.

Выполнять какие-либо другие функции помимо соглядательных было крайне затруднительно. Шум знаете ли. При этом павильон с гитарами считается тихим. То есть вроде как не занимаются демонстрацией инструментов и оборудования. Но вроде как организаторы составляют специальное расписание в котором участники по очереди делают негромкие презентации. Но блин - русский характер поэтому шумят все и одновременно. И когда у тебя за стеной идет лавина звука, то ты тоже думаешь а давай как я вам тоже щас покажу где раки зимуют и рука тянется к кнопке включения стека Mesa Boogie Rectifier. Мне кажется эта проблема с шумом - это типично наша русская черта. И имя ее - неспособность к дисциплине. На западных выставках такого шума нет кстати.

Сам понимаешь что пережить хотя бы один день выставки с утра и до вечера совершенно невозможно без алкоголя. Тем более с утра до вечера к тебе подходят знакомые - они не понимают зачем пришли на выставку. И все что им остается только пить пить и пить. Тем более если речь идет о моих знакомых - они все с подарками и эти подарки всегда жидкие. Боже как мы там пили. Одна из самых эпохальных пьянок помню случилась у меня с Сергеем Поповым из "Арии". Помню мы с ним вышли на улицу, дошли до кафешки и грохнули по стопке виски, потом вернулись на стенд. За день мы раз двадцать ходили до "по стопке", к вечеру превратившись в крайнюю степень.

Помню в середине дня владелец нашей конторы большой олигарх в сопровождении генерального директоры зашел на гитарный стенд. А там по стенам плакаты с полуголыми бабами а в центре стоит пьяный я в парике из розовых кудрей и с бабой-моделью в руке. И что ты думаешь? Большое начальство посмотрело, с радостью сказало "это наш лучший бренд-менеджер" и пошло дальше. Русский характер бля. Уникальная страна.

Буквально через неделю если я не путаю начнется новая выставка. Всякие знакомые спрашивают пойду ли? Мне смешно от этого вопроса. Ибо мне не хотелось туда переться даже когда мне за это платили зарплату. А сейчас просто так, для своего удовольствия? Да я что сошел с ума что ли? Стоило ли увольняться из конторы, чтобы потом ходить на выставку? Да ни за что на свете. Эта выставка никогда ничего хорошего мне не приносила. Более того именно на выставке я совершил самую большую глупость в своей жизни, познакомившись с одной манекенщицей на которой потом женился.

Кто-то подумает, что я в принципе против любых выставок. Это не так. Помимо "Музыки-Москва" я очень часто посещал два такого стиля мероприятия - это американская Namm (обычно в конце января) и немецкая Messe (обычно в конце марта). Расскажу об отличиях этих выставок.

Во-первых в них участвуют производители а не дистрибьюторы. И на этих выставках действительно полные модельные ряды. Не 20-30 ибанезов, а несколько сотен. И там реально представлены новинки. Хотя нормальному менеджеру видеть их особо и не нужно - достаточно прочитать описание и глянуть на фотку - и ты уже представляешь что это за продукт и кто его может купить и зачем. Но в плане посмотреть на гитары - эти выставки реально полезны ибо в мире нет ни одного магазина, который мог бы конкурировать по количеству моделей хотя бы одного бренда. Но у нас то наоборот. В любом МузТорге гитар больше в несколько раз чем на выставочном стенде.

Во-вторых на этих двух выставках самая важная составляющая - это переговоры. Между производителем и дистрибьютором. Эта часть не видна - ибо переговоры всегда за закрытыми дверями в специальных комнатах. Там вы торгуетесь. Они хотят продать вам всего и побольше. А ты понимаешь что все и в громадных количествах вы не продадите, поэтому ты выдвигаешь свою версию относительно того что вы закупите, в каких количествах, по каким ценам и в какие сроки. Переговоры обычно занимают 95% времени отведенного на посещение выставки. А у нас никаких переговоров не случается. Да они и невозможны технически в таком шуме. И смысла нет их делать на выставке если в этом же городе есть офис, где в тысячу раз удобнее.

Не знаю доживем ли до того славного времени когда наши выставки музыкантского барахла будут более или менее цивилизованными, но я в любом случае надеюсь, что больше никогда в жизни не буду посещать такого рода мероприятия ни в одной стране мира. Мне хватает новостей в интернете и раз в пол-года зайти в магазин.

14.09.2010