«Искусство требует жертв» – именно эта расхожая фраза пришла мне на ум, когда я обнаружила, что по дороге на мастер-класс Тона Макалпайна у меня вытащили кошелек в метро. В полупустом субботнем метро. Еще раз я утвердилась в этой мысли, когда на самой встрече с Тони кто-то спросил из зала: «А какой вы человек в жизни? Чем увлекаетесь? Спортом, живописью, поэзией?» (Поэзия же – наше всё, а Ваюшкины пчёлы незабываемы, это уж точно.) Но Тони не разводит пчел. Так и сказал - сорри, я весь в музыке, «на остальные художества просто времени не хватает», у меня много проектов, вот скоро еду играть многочасовые концерты в Новую Зеландию. Вот так (а мог бы там бабочек фотографировать) – жизнь в музыке, без пчел и вышивания крестиком. Тони – пахарь гитарного поля.

Всё это Тони сказал уже где-то в середине встречи. А сначала он сыграл. Неопытный слушатель, вероятно, попросился бы наружу, в 35-градусную жару. Но народ в зале был прогрессивный. Полиритмия, атональность и всякие гармонические сложности никого не напугали. За этим, собственно, и собрались.

Искусство требует!

автор текста : Ольга (nickel_ghs), фото : LINXY

Вообще, если в каком-то месте концентрируются молодые люди с одухотворенными лицами и длинными волосами, собранными в хвост, скорее всего, там проходит встреча с музыкальным гуру нашего времени. У Тони множество фанатов по всему миру и в России. Но в зале было человек пятьдесят – это вполне понятно – лето-суббота-жара-дачи-пляж.

Не могу сказать, что увлекаюсь тем, что делает Макалпайн. Но в наше дилетантское и эклектичное время очень интересно посмотреть на профессионала, виртуоза, который ушел с головой в работу.

Открывал мастер-класс сияющий и весь как новый Тимур Исмайлов, бренд-менеджер Ibanez в России.

Конечно же, в руках Макалпайна был семиструнный Ibanes (мы знаем Тони еще и как эндорсера Carvin) – кастомная модель со вклеенным грифом, прототипом которой является RG1527. На сцене стоял маршалловский стек – Marshall DSL-100+ Marshall 1960. Пока Тони играл без фонограммы, казалось, что много гейна и высоких – небольшой зальчик Дома композиторов, заполненный наполовину, прорезало насквозь, такой острый был звук. Но в миксе с минусовкой всё сложилось во вполне удачную картину.

Тони играл нечто фееричное. Музыку о том, как планеты сходят с орбит, как наступает хаос и кренится земная ось. Но в этой фатальной энтропии и был скрыт ответ. Тони словно решал музыкальную задачу со многими неизвестными, выруливая из беспорядка к логичному финалу.

Первый вопрос из зала был о 7- и 8-струнной гитаре. О том, не возникает ли проблем с аппаратурой, с воспроизведением низких частот. Задавший этот вопрос мужчина прогрессивного вида обозначил, что такая проблема в мире существует. Тони сказал, что все нормально, и засилья «низов» ни он, ни музыканты, сотрудничающие с ним, не замечают. Замечу, что Тони это сказал на английском, а перевел Александр Авдуевский – он славно декодирует сигналы, посылаемые из зала на сцену и обратно, являясь неким буфером и образцом толерантности.

Чудесный вопрос задала девушка: «Импровизация – ну понятно, что это из головы, что это фразы. Ну а кроме головы, где вы материал берете?» Вообще странный вопрос, учитывая объем классических произведений, переигранных Тони (Шопен живет практически в каждом сольном альбоме гитариста), опыт работы в разных стилях от прогрессив-рока до фьюжна и неоклассики. Фишки, вбитые в моторику, выстреливающие без всякого сознательного усилия. Из наших Тони назвал Чайковского. Чайковский, да – неплох.

«Кого бы вы пригласили из вокалистов для совместной работы?», - на этот вопрос хорошо легла шутка Тони про Lady GaGa.

Тони еще и клавишник (к сожалению, не попросил его никто на рояле сбацать. А ведь на сцене стояла парочка роялей). Поэтому был закономерен вопрос – сочиняет-то он на чём? Тони ответил, что обходится без инструментов и слышит музыку в голове. А остальное – дело техники. Кстати, у Макалпайна абсолютный слух. «Иногда это мешает», - добавил он.

В общем, Тони играл и отвечал на вопросы «как он дошел до жизни такой». Играл он, абсолютно погружаясь в себя, даже немного отсутствуя, находясь над реальностью. Потому что развивать такие скорости – это нереально. Уму непостижимо, сколько часов работы потребовалось на эту формульную скорость и нейрохирургическую точность. Искусство же требует… Кто-то из зала даже попросил некое арпеджио помедленнее проиграть. Вот не спалось человеку без знания именно об этом арпеджио. И это неплохо – народ знает материал и идёт подготовленным.

Тщательно подготовлен был вопрос о разнице между вклеенным и болчёным грифом.

Традиционны и выяснения, кастом у звезды или некастом. Ну любим мы пальчиком погрозить: «Ага, на серийных не играешь!» Конечно, этими безумными свипами музыкант обязан именно какому-то особенному инструменту, не иначе.

Спросили, как работалось с Ваем. Тони ответил, что Вай – перфекционист, саунд-чеки у него занимают по четыре часа, и это весьма изматывает. А работалось отлично. «Возьмёте ли Вая с собой за компанию в мировой тур?». Тони согласился, кто же откажется.

Сам Тони к саунд-чекам относится, можно сказать, философски. Он доверяет профессиональной аппаратуре и специалистам по звуку, не закапываясь особо в детали.

Попросили сыграть «из старенького», времен работы Тони в «Ring of fire» - и на зал обрушился стремительный шквал неоклассики.

Вообще, это надо было видеть и слышать. А так – обычный дядька, в шортах, майке и бейсболке. Ни за что не скажешь, что артист и мега-звезда гитарного мира. Немного старше, чем на фотографиях. Немного усталый – наверное, от нашей жары.

30.07.2010

P.S.

автор текста : stnk

В мире ничего не происходит просто так без особой на то причины и уж тем более мастер-класс известного в мире музыканта не случается в процессе хаотического движения молекул. Если звезды зажигают анальные свечи вставляют - то значит это кому-то да нужно.

В наше время любой даже тот кто пьет пиво "Балтика" знает, что у мастер-класса есть такая задача - сделать промоушен. Чего? Да кучи всего - торгующей организации, бренда музыкального оборудования и товара, конкретно используемого в процессе выступления. Но при этом есть и еще одна скрытая от большинства причина - она называется отчетность. Ибо разного рода западные производители - их хлебом с икрой не корми - дай только узнать, что где-то в далекой России произошло нечто, показывающее как торгующая организация рвет свою большую красивую жопу ради рекламы их бренда.

Судя по количеству пришедших на мастер-класс людей - все они герои - это был выстрел из пушки по воробьям и кроме отчетности вряд ли получился какой-то уж совсем значимый промоушен. Летняя московская суббота в жару - не самый простой повод затащить народ в зал, тем более на прямо скажем не особо известного в России артиста, тем более практически при полном отсутствии рекламы? Ведь о мастер-классе практически никто не знал.

Помню когда я был гитарным бренд-менеджером то представители Ibanez и Mesa Boogie регулярно долбили мысль об устройстве мастер-классов Andy Timmons, который есть эндорзер этих брендов. Я ничего не имею против этого в общем клевого гитариста (слышал его пару раз вживую), но идею его привоза отметал как не подходящую, ибо не верил, что на него можно собрать народ - а это ведь главное для организатора концерта или мастер-класса.

Но теперь когда всем этим рулят другие хорошие люди, уверен мы еще увидим Andy Timmons в Москве и я с удовольствием посещу это меропориятие - ибо когда ты за него не отвечаешь, то почему бы и расслабиться. А на Тони я не ходил, ибо по мне он должен перед студентами консерватории давать мастер-класс, а я же в плане музыкального развития больше на обезьяну похож рядом со школьным учителем физики.