Stratosfera
Хотели как лучше
- получилось как всегда
(с) Виктор Черномырдин

Вчера после работы я ходил на концерт - это было выступление группы Stratosfera и сейчас я постараюсь рассказать о том, что было и том, что я думаю об этом всем.

На мой взгляд гитаристы (профессиональные) - это достаточно специфическая и не похожая на остальных аудитория. Наверное, представители остальных музыкальных специальностей - тоже все особенные, но я про это мало знаю - я общаюсь по большей части с гитаристами, потому что сам играю чуть-чуть на гитаре.

Stratosfera.

У большинства отечественных гитаристов то что он делают с утра до вечера на сцене и то что они хотели бы делать в принципе - это две больших разницы.

Вот например отличные парни и замечательные музыканты - Дима и Рома. Один играет у Газманова, второй и Орбакайте. Я с трудном могу представить, чтобы кому-то из нормальных психически здоровых людей нравилась музыка Газманова или Орбакайте - хотя возможно такие люди есть и просто у меня узкий круг общения.

Но просто если я кому-то из знакомых скажу, что вот вчера купил новый диск означенных исполнителей и слушал весь вечер - тащился - мои знакомые не поверят мне - подумаю я спятил, либо что более вероятно стебусь и прикалываюсь.

А Рома с Димой - они профессиональные музыканты - то есть люди погруженные в музыку очень глубоко - такие люди вообще слушают очень специфическую музыку.

И знаком с Ромой и Димой, я знаком еще с морем их коллег, играющих на наших Российских сценах. Они просто работают. А в голове у них совсем иное. Каждому хотелось бы иметь свой специфический проект с другой музыкой - как правило фьюжен. Но она пока не востребована. И поэтому приходиться работать в чужом музыкальном коллективе. И такая хрень у 99% российских гитаристов.

Счастливых людей в этом плане у нас мало. Возможно только Холстинину из "Арии" и Хавтану из "Браво" (еще пара моих знакомых) не нужны никакие другие сольные проекты - потому что они играют в своих группах, играют свою музыку и слава богу она дает им возможность прокормить себя.

Можно по разному относиться к Зинчуку - но он играет музыку, которая ему нравится и тоже способен с этого жить, кормиться - ты вот попробуй. У повторюсь большинства гитаристов такого не получается.

Есть пример Игоря Бойко - он достаточно поиграл в отечественном шоу-бизнесе, а потом у него получилось уйти от-туда, свалить из коммерчески успешного проекта Сюткина и нырнуть от туда в свою музыку, которая не для всех. Но пример Игоря скорее исключение из правил, и потом он действительно очень высокого уровня музыкант - реально один из лучших наших гитаристов - даже на фоне всех профи.

А теперь вот Николай Девлет-Кильдеев из "Морального Кодекса". У него своя история. И хорошая группа с хорошими гонорарами и регулярными концертами - эта группа играет фактически его музыку. Но вот Коля сделал еще один проект, в свободное от основной работы время. Это музыка Surf, что не очень типично для нашей страны.

Я привык видеть гитарный surf в этой стране в качестве музыки молодых нищих как правило полу-профессиональных групп, что играют в клубах куда ходят попить пива студенты и мелко-оплачиваемое офисное хмырье. А тут серьезные профессионалы, взрослые солидные мужики вышли поиграть surf. Это было необычно.

На барабанах там например Андрей Шатуновский, которого многие считают лучшим ударных дел мастером в стране. Основная же его работа - это группа аккомпанимента Алле Пугачевой. Но я ничего не понимаю в ударных и для меня Андрей - просто знакомый нормальный мужик с которым пересекались по работе в офисе A&T Trade и ну и просто по водке ударили раз-другой.

Вообще из тех с кем я лично знаком, к музыке такого рода неровно дышат помимо Кильдея из серьезных профи только Женя Хавтан и Игорь Лапухин из "Ногу Свело", а так обычно конечно большинство хотят тот самый фьюжен - музыка без правил - играй заумные вещи перемешивая стили - этакая пицца с кучей ингридиентов.

И вот Кильдей все таки сделал это - гитары Fender ("шишковский страт", который я и продал Коле), олдовый стеклянный звук и название проекта сами понимаете о чем говорящее. Вообще если честно, то мне всегда казалось, что убери вокал Мазая из музыки "Морального Кодекса", то вот оно и получится - мягкий современный surf в духе очень любимой мною группы Laika & the Cosmonauts из Финляндии.

Надо сказать, я не первый раз был на концерте Стратосферы. Впервые я был полгода назад в Б2 (нормальный московский рок-клуб) - обычный хороший концерт - выпивка, музыка и девушка, которая дала мне потом. Я был позитивно настроен тогда.

А вот сейчас вчера я был трезв весь концерт, без девушки и с фото-аппаратом (баба друг-коллега рядом не считается) и только в конце с горя напился совершенно осознанно решив сделать это. Опишу свои новые впечатления.

Во-первых, мне не понравилось помещение. Концерт был задуман как презентация проекта и типа туда позвали всех своих. Ебанный в рот, я не навижу когда народ сидит за столиками и жрет/пьет. Это не моего типа концерт. Как и всякая поебота типа в Кремле когда зрительный зал и все по номерам на сидениях.

Мой тип концерта - это когда стоя и прыгая с пивом в руке и бабой в другой руке. А сидя за столиками - это гавно а не рок-концерт. Это блять для пенсионеров. Если бы я знал заранее про это - то не пошел бы. Пиво-Воды называется заведения и они на Сретенке.

И вот сидит там до хуя народу. Много знакомых алкогольных рож музыкантов. А на сцене Коля что-то делает. А я пытаюсь слушать. И не могу понять ничего. И вроде бы денег на такой музыке не заработаешь.

И о любви к исскуству тут очень сложно говорить. Коля сыграл несколько известных вещей. Сейчас это уже гитарная попса. Их очень трудно любить. Может ли нормальный классический музыкант любить Турецкий Марш Моцарта или Элизе Бетховена? Не может - их тошнит, потому что заезжано до нельзя.

Конечно я лично пережрал гитаризма, я типа избалованная публики. Но блять я обслушился всего этого классического surf эпохи Shadows и Ventures. Я умею играть почти всех их песни и мои друзья их умели и умеют играть. И это все играют. Это как Smoke On the Water. И если ты профи музыкант, здоровый мужик за полтиник я жду от тебя чего-то нового и уникального каким стала в свое время Laika & the Cosmonauts, которую и ты и я любим.

А ты мне в очередной раз предлагаешь всеми до тошноты заезжанные темы и несколько своих к сожалению обычных вещей. Что мне с этим делать? По трезвяку никак не втыкают. Конечно все твои друзья музыканты скажут из вежливости тебе "Молодец старик, клево". И разные гламурные очень дорогие барышни для которых такая музыка в диковинку (я ваще не понял че они там делали) тоже удивяцца и промяукают cool. Но блять. Коля, я очень люблю тебя как гитариста - мы с тобой у меня дома играли одинаковые риффы Led Zeppelin и Red Hot Chilly Peppers. Вся разница только в том что ты музыкально талантлив, а я нет.

Но суть в другом. Я очень хочу surf. Хорошего интересного и настоящего. Которого я смогу наслаждаться по трезвяку, а не через пяток рюком бесплатной водки, когда я смогу даже под Газманова танцевать.

Перед концертом я говорил немного с Андреем Шатуновским. Вот говорю тебе в этом проекте участвовать какого рожна? Музыка интересна, бабло платят или типа друг позвал? Он говорит, сначала наверное дружба, потом уже музыка и потом уже бабки, которые если и будут, то потом когда-то и то не факт.

В общем я не знаю что сказать. Играть surf и развивать этого рода музыку в нашей стране - это все очень правильно. И как гитарный журналист я там все сделаю чтобы в бумажном глянцевом журнале Guitars Magazine была полная информация о проекте.

Но йопт, как слушатель и гитарный маньяк, я остался голодным. Это приятная музыка, но не для сдвинутых маньяков. Без шедевров. Это как сборная России по хоккею - все мастера. Но канадцы оказались лучше. Так и тут. Все хорошо. Но не покатило.

Хотя возможно у меня настроение не то и ощущения ложны. Попробуй сам послушать и решить для себя. Вчера они были в Пиво-Воды, сегодня играют в МузТорге не Таганской. Вход бесплатный. Иди и послушай - единственную в России взрослую профессиональную surf-группу.

А я пойду в кабак. У меня пятница, бабы и все как обычно. Два вечера гитарных концертов подряд я не переживу. Удачных выходных.

12.03.2010

p.s. Вот вам мое старое интервью с Кильдеем.

НЕПРАВИЛЬНЫХ НОТ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

беседу вел: С.Тынку; фотографии: А.Антонов

Николай, широкой аудитории ты давно известен как участник "Морального Кодекса". Расскажи о своей музыкальной деятельности вне этого коллектива.

При том, что "Моральному Кодексу" уже 15 лет, за промежуток лет в 10-12 у меня уже вышло три сольных альбома своей авторской музыки. Это инструментальные композиции. Но я никогда не рассматривал это как альтернативу "Кодексу". Просто постоянно рождались какие-то дополнительные музыкальные идеи, которые не ложились в формат "Морального Кодекса", и я их оформлял сольными альбомами.

При этом, не смотря на то, что я гитарист, назвать эти альбомы "гитарной музыкой" в ее традиционном понимании нельзя. Поэтому, когда время от времени меня просят дать какую-нибудь композицию для разных дисков-сборников с вещами гитаристов-инструменталистов, я испытываю серьезные затруднения с выбором, поскольку звучание моих вещей трудно назвать гитарным.

Еще из серьезных работ, упомяну, что я был участником студийного проекта Matrix с клавишником Владимиром Ивановым.

А есть какие-то планы двигаться дальше в направлении новых сольных работ?

Да. У меня давно есть идея сделать альбом "Кильдей для Детей". Этакая "гитарная" по звучанию пластинка с простоватыми понятными мелодиями на "чистом" звуке. Может немножко даже смешное по настроению. И где-то близкое в стилю surf.

Много ли ты вообще работаешь как сессионный музыкант?

Да. Как сессионщик я пишу очень много музыки в разных проектах. Последнее время достаточно серьезно сотрудничал с "Любэ". Причем моя работа не ограничивается только гитарой. В тех же записях "Любэ" можно услышать мою балалайку, потому что по образованию я "балалаечник".

А что это было за образование?

Сначала я учился в музыкальной школе по классу скрипки. И не закончил школу.

Затем был период учебы в музыкальном училище, уже по классу балалайки. И училище мне тоже закончить не удалось. Я отучился полные три курса, но не сдал один из экзаменов. Надо было пересдавать, а я уехал работать в филармонию. Было это примерно в 1980-ом году. Я работал именно как гитарист.

Это была Тульская филармония, где я играл в очень многих коллективах. Из которых, наверное, самый серьезный был "Красные Маки", где были очень хорошие крепкие музыканты, которые потом стали работать у Аллы Пугачевой.

А почему ты вообще пошел в училище и притом на "балалайку"?

Ну, раньше чтобы работать музыкантом, например, в филармонии, необходимо было иметь образование на уровне училища. Иначе на работу не брали. Поэтому мне надо было поступить в училище. Поскольку на скрипке я играл крайне плохо - громко и нестройно, то пришлось оперативно научиться играть на балалайке. За полгода я научился играть на балалайке до такого уровня, что смог поступить в училище.

Скрипка, балалайка. А когда же ты учился играть именно на гитаре?

Лет в 8-9 у меня уже была гитара. Это была "Этерна". Мне купил ее старший брат Володя. Брат учился в институте, играл в какой-то студенческой группе и благодаря этому я с раннего детства варился в этой молодежной студентческо-музыкальной атмосфере. При этом там встречались и достаточно талантливые люди. Один cокурсник брата, например, обладал очень хорошими способностями по "съему" композиций со слуха. Он "снял" почти всего Paul McCartney. И мало того, что он хорошо снимал, он еще и играл все это в правильных позициях на грифе. В общем, мне очень помогло общение с такими людьми.

Наверное, и музыку в том момент, ты слушал соответствующую...

Дома у нас были наверное все пластинки Paul MсCartney и Wings. Плюс я, разумеется слушал Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple, Grand Funk. Потом я конечно стал развиваться и слушать другую музыку, часто более сложную. Например, King Crimpson, The Police.

К моменту поступления в училище ты играл на гитаре на каком уровне?

Трудно сказать. У нас была в училище группа, и там я играл на гитаре. Мы исполняли музыку на танцах. Играли тех же Grand Funk.

Много ли ты в то время "снимал" гитарных партий других гитаристов?

Да, я "снимал" очень много всего. В то время у меня был большой такой магнитофон "Юпитер". Огромный. Я таскал его с собой на все гастроли и постоянно "снимал" какую-то музыку. У магнитофона было несколько скоростей проигрывания и я, "снимая", например, соло Blackmore, замедлял оригинальную версию, чтобы все расслышать лучше.

Но "съем", на мой взгляд, это была только часть моего образования. Помимо него я просто очень много слушал других гитаристов. Именно слушал. На мой взгляд, это очень важный аспект для тех, кто хочет научиться играть на гитаре. Слушать, даже не снимая. Постараться понять фразировку, манеру игры и индивидуальность гитариста.

А какие гитаристы были наиболее близки и повлияли на твой стиль?

Очень много гитаристов повлияло на мой стиль. Основные, конечно, R.Blackmore, J.Page, A.Sammers, R.Fripp.

А сейчас к какого рода музыке тебя тянет?

Сейчас у меня такая история, что я стал слушать очень много старой музыки. Записанной например в 60-ых годах. Все эти старые "рокенролы"... Хочется вернуться в начало "к истокам" и заново все это прочувствовать и пройти. Впитать в себя эту атмосферу чего-то настоящего.

Возвращаясь к игре на гитаре.Ты сейчас занимаешься гаммами и какими-то упражнениями?

Нет, я не занимаюсь. Я просто беру гитару и играю. Но играю много. Постоянно. И дома играю и на даче играю. Четкой системы нет. Но мне кажется, очень важно просто много играть.

Твои соло-партии основываются на каких-то ладах или гаммах, либо ты просто играешь со слуха то, что рождается у тебя в голове? Есть ли у тебя какие-то "секретные правильные ноты"?

Я считаю неправильных нот вообще не существует. Можно играть все. Но я в основном по большому счету играю пентатонику и какие-то ее вариации. При этом я люблю иногда сознательно "закривить" и добавить каких-то "хаотичных" нот. Потому что, если они "в нужное время", оказываются в "нужном месте" - то все получается как надо. Это мой стиль, я играю давно играю так, привык и меня уже не переделать.

В твоей жизни была скрипка. Есть гитара и балалайка. Умеешь ли ты играть еще на чем-то?

Играю на басу. Нельзя сказать, что я "супер-басист", но какие-то несложные басовые партии я могу записать. Хотя на своих альбомах, я иногда приглашал и настоящего басиста. Потому что, на мой взгляд, у басистов свое специфическое музыкальное мышление.

На барабанах играю немного. И даже на моей третьей пластинке "География" записал одну композицию и как барабанщик. А на клавишных могу только если "подклады" какие-то не сложные.

Давай перейдем к твоему арсеналу. Какие у тебя есть инструменты?

Из гитар, вообще, современные бренды мне не очень нравятся. Я больше по классическим гитарным фирмам.

У меня три Fender Stratocaster. Один 1975 года выпуска и два 1979 года. Я ничего на этих гитарах никогда не менял, за исключением среднего датчика на гитаре 1975 года, который я заменил на Seymour Duncan. Из тех двух 1979 года, одна - это "юбилейная" модель выпущенная на 25-летие stratocaster, у нее ясеневый корпус, и она звучит очень глубоко и по-блюзовом, а вторая гитара - это обычный strat тех лет, у него корпус желтого даже "канареечного цвета". Вообще, мои две любимые гитары - это "юбилейный" strat 1979 года и тот strat, который 1975 года.

Также у меня еще один Fender. Это Telecaster, выпущенный в 1978 году. Он очень легкий по весу и звучит очень ярко. У него ясеневый корпус натурального цвета и палисандровая накладка на гриф.

Есть Gibson B.B.King Lucille 1995 года выпуска. Я покупал ее новой. И хочу сказать, что это очень хорошая гитара. Иногда люди говорят, что "старые гитары - очень хорошие, а новые - плохи". Я так не думаю. На мой взгляд, есть просто хорошие и плохие гитары. И речь тут не о старых и новых. Хотя когда речь заходит о Gibson или Fender, то я вообще никогда не встречал у них плохих гитар, ни среди старых, ни среди новых. Это очень хорошие гитары.

Еще один Gibson - это Les Paul Custom 1977 года выпуска. Мой первый Les Paul в жизни. Я купил его в этом году. И это гитара с совсем другим характером, который диктует уже другую музыкальную мысль. Я открыл для себя, что обычно люди очень сильно драйвят Les Paul, а между тем, он и с небольшим перегрузом звучит очень хорошо. Можно, для примера, вспомнить "пейджевский звук". Ведь Jimmy Page никогда не использовал чересчур сильного перегруза.

Буквально на днях у меня сбылась давнишняя мечта и теперь у меня есть еще и Gretsch. Это модель White Falcon. Но пока я только знакомлюсь с этой гитарой.

Разумеется, у меня есть очень хорошая балалайка. Это мастеровой инструмент. Есть еще старая футуристической формы акустика Kramer. Были когда-то такие в 80-ые годы.

И есть смешная гитара "Этерна ДеЛюкс". Это не та самая, которая у меня была в юности. Эту я купил уже в наше время. В офисе у одного человека она висела на стене. Возможно, он играл на ней в школьные годы. Я буквально уговорил его продать мне.

Ты сказал, что ничего не менял на своих гитарах. В таком случае, наверное, звукосниматели-синглы на твоих старых Fender изрядно фонят.

Да. Но то, что фонит, меня никак не обламывает. Если фонит, то значит работает. Я ненавижу всяческие гейты. И потому я лишний раз лучше найду какое-то определенное положение на сцене, когда фонить будет меньше, чем пользоваться "шумодавами".

А приобретение Gretsch - в этом есть какой-то "серфовый" подтекст?

Да, конечно. Я купил себе CD, сборник surf музыки, где есть Ventures, Shadows и другие исполнители подобного плана. Плюс надо сказать я вообще люблю играть с использованием тремоло-рычага.

Расскажи что у тебя из усилителей?

Мой основной усилитель это Mesa Boogie Dual Rectifier. Отличный аппарат. А дома я играю в небольшой Fender Pro Junior. Его же беру на дачу.

А примочки?

У меня два Tube Screamer TS-9. Один обычный и второй тюнингованный от Robert Kelly. Еще есть Boss Chorus и Morley Wah. Дома у меня есть недорогой процессор Digitech, но на концертах и в студии я его не использую.

Вокруг тюнингованных Robert Kelly образцов ходит много слухов. Твое мнение как владельца и обычной TS-9 и тюнингованной - велика ли разница в звуке?

На мой взгляд, разница сильно преувеличина. Это практически одинаковые примочки. И я даже не знаю каким надо обладать слухом, чтобы уловить разницу. Возможно, что "келли" звучит чуть мягче. Но это тоже все очень спорно. На мой взгляд TS-9 великолепная примочка и ее можно отлично использовать и без всяких "келли".

Давай теперь поговорим о музыкантах. А из наших гитаристов есть кто-то, чей стиль тебе симпатичен?

Мне очень нравится из отечественных гитаристов Балашов. Потрясающий гитарист.

А так, конечно, Четвергов, Зинчук - очень хорошие гитаристы. И они очень техничны. Но я люблю гитаристов другого плана. Именно по философии и отношению к звуку и музыке.

Допустим, Jeff Beck. Мне очень нравится как гитарист. И его музыка когда он в двух нотах буквально играет такое: Причем у меня есть его свежий альбом "Who Else". Который хоть и технократичный немного, но все равно мне очень нравится.

Кстати, А сам Jeff кстати в интервью говорит о том что сходит с ума от таких гитаристов как Django Reinhardt и Les Paul. Ты знаком с их творчеством?

Нет, не знаком.

Слушаешь ли акустических гитаристов?

Сеговию одно время слушал и даже играл. У меня была как-то акустическая классическая гитара с нейлоновыми струнами, и я по нотам играл что-то из Сеговии. С Пако де Лусиа нам посчастливилось играть в одном концерте. Вот просто невероятный гитарист. Мне очень нравится. Это обалденная музыка, хоть и не для всех.

А вот как на счет панк-рока?

Панк-рок не слушаю. Но нравится. Это все правдивое.

Давай поговорим на такую тему. Очень часто гитаристы, имеющие рокенрольный "разбитной" имидж в студии оказываются очень строгими и педантичными. Они пишут свои партии десятками дублей, очень внимательно относятся к модели гитарных шнуров и т.д. Скажи, ты, в этом плане какой человек?

У меня в этом плане все достаточно свободно и "рокенрольно". Я даже не всегда даже перед "студией" меняю струны на новые.

Многие гитаристы, играющие в группах жалуются, что их зажимают: обрезают соло, делают гитару потише и вообще задвигают звук гитары на "задний план". Как у тебя с этим обстоит дело в "Моральном Кодексе"?

У нас наоборот. "Поиграть больше" - это только приветствуется. Хотя каждый концерт проходит по-разному. Но мне все это нравится.

В "Моральном Кодексе" ты один гитарист. Не было ли у тебя мыслей поиграть дуэтом с каким-нибудь гитаристом?

Хотелось бы. И я давно собирался сделать что-то с Сергеем Вороновым. Мне он очень нравится как гитарист. И его звук. Но пока дальше разговоров у нас не продвинулось. Мне вообще очень нравится блюз и звук блюза. Я хотел бы побольше общаться с блюзовыми музыкантами.

Николай, большое спасибо за интервью. От лица всех читателей Guitars Magazine желаем тебе реализовать себя еще больше на музыкальном фронте и поздравляем опять таки с новым Gretsch. Напоследок, чтобы ты мог пожелать молодым гитаристам, которые хотят посвятить свою жизнь музыке?

Пить портвейна побольше. Также водки, пива: Это главное: Сначала портвейна стакан выпил. А потом гитару берешь и пошел...