Последняя неделя февраля 2010. На улице неприятно - холодно, темно и воет острый ветер. Но мне на это все наплевать. Я сижу на мягком диване тихого московского ресторана испанской кухни с большой кружкой мутного нефильтрованного пива и балую себя всякими мясными вкусностями типа "копчености" и "жаренности". На больших настенных панелях мелькают остаточные кадры Олимпиады, которую мы уже проиграли и потому интереса к экрану не наблюдается ни с чьей стороны.

Зал почти пуст. И только несколько столов заняты разными девчонками. Все они почему-то без парней и почти у каждой на столе стоит нотбук. Я смотрю на эти милые женские лица и другие части, отхлебываю пиво и мысленно раздеваю всех симпатяжек, пытаясь представить их молодые тела. Жизнь в такие моменты кажется вполне приятной штукой, за которой хочется проводить время. Подобные ситуации обычно предполгают сценарий, когда через несколько кружек человек похожий на меня встает и идет знакомиться. Но в этот раз все складывается как-то по-другому.

Напротив, меня с такой же кружкой сидит моего возраста мужчина, которого я ранее привык видеть таким же лохматым как и я, а сейчас у него на голове что-то в духе агрессивных бойцов без правил из разного рода восточных развлекаловок для широких народных масс. Короткая стрижка и немного мелких косичек на затылке. Он загорелый и смотрится именно так, как и должен выглядеть человек, только вернувшийся из удачного отпуска на морском берегу далекой экзотической страны.

На нашем столе лежит миниатюрный цифровой рекордер и большая черная фотокамера. Поэтому в этот вечер вместо того чтобы заняться девчонками, я беру интервью на гитарную тему. Мой собеседник - мы с ним не первый год знакомы и это делает наш разговор достаточно ненапряжным, как и полагается в компании двух мужчин, каждый из которых провел достаточно сложный муторный день на работе и честно заслужил свою законную дозу пива.

Александр Шамрай.

автор текста : Сергей Тынку

- Итак, главная новость дня - ты продал фабрику своего имени...

- Да. Полностью. И теперь не являюсь ни собственником, ни наемным сотрудником, ни учередителем.

- То есть теперь это какие-то далекие посторонние люди, с которыми у тебя просто нормальные отношения...

- Да, с одной стороны посторонние. Но с другой стороны у нас более чем нормальные отношения - это мои друзья и соратники.

- Но вы не зависите друг друга - по бизнесу или деньгам...

- Абсолютно.

- Окей, давай тыкаться нашими добрыми лицами в историю. Сколько лет у тебя было все это безобразие?

- Первая гитара названная Shamray была появилась весной 1999 года.

- Получается десять лет. Критический возраст. У меня с guitars.ru случилось тоже самое - ровно десять лет и потом продал. И всех как обычно интересует почему продал. Но я в твоем случае хочу спросить нахрена ты ее купил - эту гитарную фабрику? Какие были настроения, планы и надежды на светлое будущее в конце тунеля?

- Ну чтобы ответить на этот вопрос и просто понять меня, надо отмотать все на несколько лет пораньше прежде чем у меня появилось свое гитарное производство и тогда все будет видно как на ладони.

Была когда-то такая фирма Russtone, которая делала гитары. И вот туда я пришел работать на должность помощника шлифовщика грунта и потом дошел до владельца мастерской, которую пришлось переименовать Shamray.

- Саша, народу треба подробности. Как было написано в "Мастер и Маргарита" - нам нужны разоблачения. Поэтому сделай большой глоток. Чтобы клиент созрел... и выкладывай все на чистоту. Итак, твои университеты!

- У меня среднее образование. В 1993 году, по моему на третьем курсе, я бросил ВУЗ где учился. Это был Горный Институт. Мне было там неинтересно. Я и попал то в него не из-за желания учиться - мне было все равно куда поступать. А если бы я тогда нормально оценивал свои возможности и силы, то пошел бы в институт управления.

- А ты не думал что для будущей работы нужны будут какие-нибудь корочки о высшем образовании? Я вот учился в Институте Землеустройства и закончил его все таки именно по этой причине.

- Неа, не думал. У меня тогда было какое-то детское, совершенно дурацкое состояние души. Я был музыкантом и играл на бас-гитаре в группе. Сам понимаешь какая группа - что могут пацаны играть в 18 лет? Мы тогда слушали Red Hot Chilly Peppers, Nirvana, Faith No More и на основе слышанного пытались делать что-то свое. Но конечно говорить что-то серьезное о нашем тогдашнем творчестве нельзя. Но суть не в этом. У нас не было гитар. У нас были Йоланы какие-то, а мы очень хотели настоящих инструментов.

- Ну прямо история барабанщика по имени Джим Маршал, у которого в группе не было гитарных усилков - и он решил сделать их сам для группы. А потом появилась фирма Marshall.

- Ну возможно это где-то рядом. Наши гитары тогда просто разваливались на части, а у нас уже нарисовались концерты и нужны были инструменты. Где их взять студентам?

В тот момент у нас было решение - бросить учебу и стать музыкантами. Но сначала найти работу и купить себе гитары. У нас был какой-то юношеский максимализм и романтика. И наша группа - она для нас была как семья. Мы дружили с 1990 года. И я до сих пор общаюсь с ними. Они кстати музыканты, и достаточно успешные. Это гитарист Гена Лаврентьев, но он больше известен как исполнитель этничской и в частности индийской музыки - на скрипке еще играет и на табла (индийский ударный музыкальный инструмент). Он учился играть на табла в индийском посольстве и так хорошо, что индийцы дали ему премию. И он потом два года учился в Индии стал профессиональным музыкантом. И барабанщик тем же путем пошел - в Индии сейчас учится.

Но вернемся к гитарам. Мы захотели иметь нормальные профессиональные гитары. У нас были друзья, которые заказали гитары Russtone - они были очень довольны теми гитарами, восхищались ими - по тем временам ничего другого не было.

- Я знаю. Я ходил в те времена по магазинам, прогуливал лекции и сходил с ума возле витрин с любыми гитарами. Их было немного - и в основном они был Russtone - выглядяли круто, стоили дорого для студента и там были рекламы с любимой мною Арией. Был такой рок-магазин на Проспекте Мира - "Давай-Давай" - в аварийном полуразушенном доме на каком-то бог знает этаже собирались невиданные люди в черных косухах и там были эти гитары помимо маек, цепей и прочей металлерской штуке.

Помню я долго очень в то время дрочил и мечтал на ярко желтый страт Russtone за $180 долларов в магазине при консероватории. Но потом узнал, что у Jimmy Page был Les Paul - поэтому купил когда появились деньги Diamant и потом Epiphone.

- А мы тогда хотели просто найти временную работу, заработать на покупку Russtone, чтобы потом когда у нас будут гитары, бросить все кроме музыки. В результате пошли к киоску - купили газеты объявлений и стали обводить карандашом интересные для нас вакансии. В результате самым первым объявлением по которому мы позвонили было такое - требуются сборщики музыкальных инструментов. И оказалось, что это фабрика Russtone. И после того как мы с горящими глазами вошли на собеседование, через сорок минут нас взяли на работу. По нам было видно, что мы так этого хотим, что у владельца фабрики не было ни одного шанса отказать нам.

Нам дали участок по шлифовке грунта и лака. И мы потихонечку как копилась зарплата стали делать себе инструменты сами. И в процессе изготовления мы постепенно учились разным операциям производственного процесса. Через полгода гитары были готовы. И Гена сразу же покинул эту работу, а я остался. Он с тех пор ни копейки не заработал вне музыки. А я завис. Перешел в "покраску".

- А что за гитару ты себе сделал?

Бас-гитара с корпусом формы Precision из махогони и грифом с накладкой из Ebony. Там было два датчика - прессиженовский и джаз-басовский.

- Она сохранилась у тебя?

- Нет, я продал ее, когда завязал с группой.

- Почему после того как вы сделали гитары, Гена ушел, а ты остался?

- Честно говоря не задавал никогда этот вопрос себе. Но если подумать, то во-первых мне очень понравилась эта работа. Во-вторых нужно было как-то зарабатывать на жизнь. И в-третьих, у меня в тот момент происходило какое-то взросление и от того музыка не казалось единственным, что есть в мире. Но особо я тогда не думал ни о чем, не жил не вчерашним ни завтрашним днем.

Вчера нужны были гитары и я устроился работать на Russtone. Сегодня мне нравилась работа и я работал на ней. У нас были ежедневные репетиции, мы оборудовали собственную базу. И там постоянно зависали и работа не особо мешала музыке. Ну а Гене просто не хотелось работать.

И плюс наверное одна из причин то, что я не ушел - это то, что летом 1994 я познакомился со Светой, с которой я до сих пор - это моя жена. Мы с того дня не расставались и она была для меня на первом месте в жизни. Через пару лет мы уже жили с ней вместе в съемной квартире.

- Хорошо. Как дальше складывался твой путь на Russtone?

Потом пока я работал красильщиком сменились бригады полировщиков-шлифовщиков, и новых людей обучал уже я, как более опытный наставник. Потом я уже как бригадир стал контролировать весь процесс корпусов гитар - от деревянной болванки и до отполированного body. Потом еще под наш контроль отдали еще и грифы. И все в процессе постепенно осваивалось так. И так я постепенно стал бригадиром производственного всего процесса.

А потом у Russtone начался кризис. Тут было много причин. С одной стороны у владельца Russtone наверное были не совсем честные партнеры, которые его киданули. С другой стороны он сам был в общем то таким странным человеком. Бухал и не очень четко вел свой бизнес. Короче все у него развалилось к чертовой матери.

Плюс случился небольшой пожарчик. И потом нас выгнали из помещения, которое мы занимали. Пришлось переехать. Много сотрудников ушло. Все наслаивалось одно на другое. И к 1996 году у него не оказалось коммерческого директора. А был только я, который занимался производством, а не работой с клиентами и партнерами. А у меня была машина. И тогда мне пришлось включаться в процесс общения с нашими клиентами и сидеть на двух стульях. Выглядело это так - до обеда я занимался производством, а после обеда на машине развозил гитары по торговым точкам. И через какое-то время меня стали знать в магазинах как представителя Russtone. Ну и параллельно я получил полномочия вести переговоры. Так в 1997 году я уже был фактическим управляющим.

И примерно в то же время кризис наблюдавшийся у хозяина фирмы достиг своего апогея. За ним стли гоняться бандиты, требующие возврата долгов, что он набрал у своих кредиторов. За него в свою очередь впряглись какие-то другие бандиты. Но кончилось все тем, что он остался без квартиры, без друзей, без нормального бизнеса. За неуплату арендной платы мастерскую выселили из того помещения где был последний Russtone. И помню как мы ночью на машинах вывезли все что могли увезти из дерева и оборудования в маленький подвальчик на Баррикадной. Там ранее была исследовательская лаборатория от которого остались какие-то станки. Нас на тот момент было всего семь человек, включая меня. Работа фактически была остановлена. Хоть и были какие-то единичные мелкие заказы. Делали буквально из остатков спасенного дерева.

- Это был конец Russtone?

- Тут есть такой момент. После переезда Евгений Анатольевич Береза (владелец Russtone) фактически не участвовал в работе мастерской. От дел он не отошел, но в связи с тем как он решал свои проблемы и вел бизнес, ему было стремно появляться во многих местах. И поэтому этим занимался я - сбытом продукции, общением с поставщиками. Но он не то чтобы залег на дно - за баблом он приезжал исправно. Но ничего не делал в нашей работе, он работал в другом месте.

Один из его кредиторов Владимир Павлов организовал на фабрике "Лира" производство заготовок для корпусов и грифов с целью их продажи на запад. И он за долги забрал со старого производства какое-то оборудование и самого Березу в качестве руководителя производства. Таким образом появилось второе проиводства, но это не было Russtone. Но они не делали гитары - они делали заготовки, которые уходили за рубеж. Но особо я не вдавался в эти дела.

А что касается нас то появилась некая стабильность (были заказы, была работа). Но Береза фактически высасывал из нас последнюю кровь. И в 1998 году когда я купил первый компьютер, то взял и в программе Excel в примитивной форме показал Березе, что у нас происходит в финансами. Тогда он понял, что у нас ловить уже нечего. И чуть позже когда мы переехали из того подвала на Баррикадной на Волгоградский проспект, где сейчас и располагается мастерская, Береза сделал такой широкий жест:

- Саша, я решил отдать тебе Russtone. Ты много работал, мы прошли большой путь и как начальник с подчиненным, и как партнеры по бизнесу и как друзья и вот теперь бери мастерскую. Но есть некие условия, так называемым "мелким шрифтом", - дело в том что у нас есть немножко долгов перед поставщиками за комплектующие. Но уверен ты быстро все это закроешь.

Он расписал очень все красиво. И мог ли я в 25 лет отказаться от того чтобы стать хозяином фабрики, которая была легендарной? Разумеется, я сказал "Да, Евгений Анатольевич, мне это интересно!". И на этом мы с ним "типа расстались".

А потом у меня началось пробуждение, розовые очки упали и оказалось, что долгов намного больше чем мне казалось. И перед поставщиками и перед сотрудниками. А еще оказалось, что Евгений Анатольевич забрал некоторые вещи по мелочи - фрезерные машинки и еще что-то - типа как личное что-то.

Но я не вешал носа - думал у меня есть бренд Russtone и сейчас мы развернемся. А потом оказалось, что и Russtone мне не принадлежит - позвонил Владимир Павлов и сказал, что я не имею права делать гитары под этим брендом, поскольку Береза ему должен и в этой связи бренд уходит за долги. А потом туда же перекачевали и старые мастера, которые работали с Березой.

А мне осталось арендованное помещение, пара станков, которые были в этом помещении изначально. Пара моих друзей, которые пришли давно вместе со мной. И пара мастеров, которые не ушли к Березе, поскольку он и так был им очень много должен. И все. Правда было еще какое-то количество дерева, которое Береза нам передал. И были долги, примерно на "десятку" долларов. Короче я был в жопе. Сидел и думал, а что делать то вообще.

- Сейчас тебе весело и ты сидишь улыбаешься. А вот тогда наверное не до смеха было. Я вот сейчас подумал, что запросто мог оказаться на твоем месте - мы ровесники и я тоже очень хотел настоящую гитару когда учился в институте. Но возможно я не такой сумашедший как ты. И вот история про положение с долгами и общая чернуха - это выглядит печально.

- Ты знаешь, я наверное какой-то приторможенный по жизни. И слишком близко к сердцу не воспринимал. Я всегда верил в себя и в то, что в любом случае все получится. Наверное, я самоуверенный. И я стал что-то делать. Во-первых, стал ломать голову как назвать свои гитары, хотя на тот момент это не было так уж и важно поскольку самих гитар еще не было. Первые инструменты что мы делали - у них мы могли нарисовать на голове какого-нибудь таракана, паука или дракона, поставить имя заказчика и подписать что сделано "by a.shamray". Такими были первые гитары весной 99 года.

- И откуда же появились все таки клиенты и работа?

Мы стали искать клиентов через интернет. Этим стал заниматься наш человек, ну ты его знаешь. Он тусовался на каких-то форумах, которых толком не было даже, фидо было какое-то еще. И он приводил клиентов. Сначала у него был процент, потом я сделал ему оклад поскольку не хотел чтобы он ушел на Russtone, а они очень хотели его видеть. У нас с ними была конкуренция и достаточно жесткая в последствии. Таким образом у нас были какие-то заказы. Но основное финансовое спасение фирмы было в том, что мы открыли такой вид услуг как "ремонт гитар".

На Russtone этим никто не занимался. Если только придет кто-то из знакомых музыкантов и попросит что-то, например, лады заменить. А как отдельной услуги, которая подается клиенту и рекламируется - этого никогда не было. А мы пришли к этому. Хотя и случайно. Была забавная ситуация - мы делали копии стратокастеров и надо было их куда-то девать. Мы их либо продавали по $200 музыкантам, либо готовы были отдать за $170 в магазин, чтобы они сами уже накрутили столько сколько хотели. Это были оптовая и розничная цены. И я тогда очень хотел чтобы наши гитары продавались в магазинах - искал торговые точки. И мне очень хотелось чтобы они были в одном из самых старейших и известнейших на тот момент магазине - это "Рондо" на Неглинной улице.

Там позади магазина была еще арка, где находилась мелкая лавка и продавались Russtone. Но там были такие подонки, что связываться с ними не хотелось. В общем, я пришел в "Рондо" и стал общаться с руководством. А результата не было никакого - им было категорически не интересно иметь с нами дело. И фактически я уходил уже от туда ни с чем, когда произошел смешной случай. Представь мы стоим в магазине и практически уже прощаемся и тут пиздых - хлопок, удар, взрыв.. Короче на стене висели акустические гитары Кремона и прямо при нас у одной из них оторвался бридж и все это с таким грохотом пиздануло, что скучающая кассирша пролила свой час на кроссворд от испуга, а потом вскочила и почти убежала от того как было громко.

- Помню когда я был студентом, то часто ходил в тот магазин просто посмотреть на то какие бывают на свете гитары и очень нравилась мне та кассирша - она постоянно там была несколько лет. Она выглядела старше меня лет на десять наверное, но я был ею очарован и мечтал. В светлый цвет у нее волосы были покрашены. Представляю ее в момент шумного отделения бриджа от деки.

- Ну да, артистичное зрелище. Замдиректора с которым я общался сразу же стал материться на полную катушку сам с собою. Я пытаюсь переводить с мата и понимаю, что они получили из Болгарии большую партию в 400 гитар и у всех них отрываются бриджи. Я как мог посочувствовал и сказал, что могли бы помочь им с ремонтом. При этом если честно я не знал как именно мы могли бы помочь. Он обрадовался и сказал, что если мы поможем, то их витрины для нас открыты и мы можем продавать через них инструменты.

Что мне оставалось? Мы стали приклеивать бриджи обратно. Я приезжал на машине, забирал у них гитары.

- Как я понимаю "Рондо" для вас было даже не источником заработка, а просто ваша реклама - центровое место куда приезжают музыканты посмотреть на то, что сейчас диктует мода?

- Именно так. Старая точка, куда по-любому заходили все приезжие в Москву. И именно благодаря "Рондо" мы начали заниматься серьезно ремонтом.

- Как все это развивалось дальше? Ты пригласил ту кассиршу в кино? Надеюсь нет, иначе мне придется убить тебя от зависти!

- Не пригласил, так что в этом плане у тебя не должно быть ко мне претензий. Потом когда наши гитары уже были в этом магазине, мы стали делать маленькие такие визиточки мастерской, где предлагали услуги по ремонту и распространяли их в этом магазине. Народ попер и мы были обеспечены работой, которую могли выполнить.

- Как я понимаю гитары Russtone тогда еще тоже были на рынке?

- Ну да еще два выходили такие гитары, у них даже был свой сайт, но в "Рондо" они не были допущены, хотя Береза там и околачивался.

- А сайт Шамрая?

- Он тоже появился. Помню как много лет назад, у тебя уже был guitars.ru, мы с тобой разговаривали у меня в мастерской и ты удивлялся почему у меня нет сайта. Ты тогда уговаривал меня открыть и даже говорил - покупай домен, а то ты Серег сам пойдешь и купишь наш домен. Я тогда в этом ничего не понимал - ни в доменах, ни в сайтах. А ты настоятельно рекомендовал.

- Я не помню уже, годы алкоголизма дают свое. Но приятно знать, что приложил свою руку (или язык) еще и к этому.

- Ну да, я даже чуть ли не просил тебя помочь зарегистрировать домен мне. Удивляюсь как ты не зарегистрировал его на свое имя.

- А смысл? У нас в сети навалом красивы доменов, на которых нет ничего интересного. Моя философия в том, что я могу взять любой домен - плохой или хороший и в отличие от всех этих бездарей с гитар.ру, гитарплеер.ру и нынешнего гитарз.ру сделать на нем что-то интересное просто за счет содержимого - я же фанат контента. Хотя и купил в свое время зачем-то customshop.ru и много других неплохих доменов типа lespaul.ru.

- Надо сказать, что мы зарегистрировали домен guitarist.ru и там пытались делать гитарный сайт. И там мы сделали свои форумы, чтобы не вести борьбы за клиентов на чужих гитарных форумах. На guitarist.ru было две больших части - одна про гитары Shamray, вторая - как раз форумы. А потом все это вылилось в то, что появились shamray.ru и musicforums.ru - то есть мы разделились.

- Хорошо, с сайтами понятно. Давай еще про ремонт. Что там было?

- К нам стали таскать инструменты. И разумеется когда к нам приносили Gibson, Fender, Ibanez и другие популярные гитары, мы их изучали и снимали их контуры всеми доступными способами измерения. Плюс я приобрел и изучил разные западные книжки по ремонту гитар. Это было буквально две книжки. По ремонту. А "Как делать гитары" книжки не надо было, поскольку я все это изучил работая на Russtone.

- Как кончился Russtone?

- Сдулся года через два. Почему не знаю.

- Может просто Береза не мог управлять, а второго Саши Шамрая там не было?

- Ну ребята там все таки бухали - я точно знаю. И не было там стержня.

- Не было трудовой дисциплины?

- Она как раз была. Вот на Shamray ее не было - там был я и сотрудники. А вот у них были владелец, директор, заместитель директора, инженер и еще кто-то - может просто у них было слишком много бюрократии и она их сожрала. У них был веб-мастер, который так обленился, что забыл внести регулярную плату за домен и он был потерян.

- Чем сейчас занимается Береза?

- Мебелью.

- То есть все кончилось нахуй.

- Ну да. Какое-то время они существовали и была острейшая конкуренция - у нас были перепалки, споры, битва за клиентах в сети. Но похоже мы были более удачливые и креативные. Например в 2000 году мы еще не участвовали ни в каких выставках, но зато провели какую-то свою.

- Может просто вы меньше пили, а эти ебанные выставки не причем?

- Мы кстати не бухали. У нас пьянства вообще не было.

- Печально конечно. А оно запрещалось нахуй или само собой не прижилось?

- Я боролся с ним.

- Смотри, ну вот был Russtone и был Shamray. А были ли еще гитарные производства в нашей стране? Чтобы не мастер-одиночка или два, а типа все по настоящему.

- Ну вот Handy Pepper. Они были до Russtone, при Russtone, после Russtone.

- Ну прямо выражение "вечный жид" приходит на ум. Что это такое вообще Handy Pepper?

- Это Дима Якомульский.

- Брат Антона Якомульского, который много лет играл на барабанах в "Ногу Свело"?

- Ну да. Он по моему и сам тоже бывший гитарист "Ногу Свело".

- Ну это один человек всего? А не целое производство с толпой?

- Ну да.

- А вот именно чтобы ватага клоунов, ну то есть больше двух человек компания а не человек-бред - такое бывает кроме Shamray или Russtone?

- Нет, я о таких не слышал.

- И что не было никого?

- Раньше нет. А сейчас Crash есть.

- Господи, что это такое? Газировка?

- Нет, парень (Евгений Крашенинников) из Саратова. Кракозябры делает. И в таких объемах, что там явно одному человеку не справиться.

- Не слышал о этом.

- На выставке "Музыка-Москва" это было последние два года.

- Ладно хуй с ними. А ты скажи возможна ли такая ситуевина - ты вот ща продал фабрику, пожил своей жизнью, а потом взял и сделал еще одно гитарное производство? Тем более ты про это много знаешь. Береза стал ведь тебе конкурентом, смог бы ты стать конкурентом своей бывшей фирме?

- Знаешь, Сереж, чисто теоретически это возможно. Но на самом деле я ведь фабрику не продавал.

- А что ты ее отдал что ли? Блять почему не мне?

- Да, я ее отдал.

- Но там же были какие-то твои вложения. В то же оборудование.

- Но знаешь вместе с тем у меня были кое-какие обязательства перед кем-то. И те кто сейчас владеют фабрикой - они приняли эти обязательства (хоть они и небольшие). А я просто отошел от дел.

- То есть ты просто отдал фабрику? А не то что впарил и получил мешок денег?

- Ну да.

- А я то думал ты впарил эту компанию и тут же купил себе домик в деревене. Золотой домик.

- Увы.

Что тебе дало вообще за десять лет владение гитарным производством? Известность? Бабки? Опыт? Может быть телки стали больше тебя любить? Особенно те что в косухах ходят.

- Денег мне это не принесло. Я же говорил что начал вообще с минуса размером в десятку, а потом привлекал средства, покупал оборудование и многое другое.

- То есть это было не прибыльным делом?

- Оно стало прибыльным только к 2006 году.

- О это был отвратительный год - Бразилия тогда не стала чемпионом мира по футболу. На что ты жил до этого года? Как покупал телевизор чтобы смотреть футбол? Были другие источники доходов? Наркотики, оружие, проституция, торговля донорскими органами?

- Ну просто на жизнь тогда хватало гитарных дел. Хотя смотря что называть жизнью. В рестораны не ходил. За границу не ездил. Но вот на хлеб хватало и на семью.

- Машина?

- Была Нива, потом девятка.

- Помню ту Ниву тыщу лет назад. Я прилетел в очередной раз из Японии, меня кто-то подбросил до Москвы из Шереметьево и вот я стою на Ленинградке голосую и тут ты на ней едешь. А у меня полная сумка с банками пива из Токио - пришлось с тобой поделиться. Удивительно как иногда тесен мир.

- Ну да, я помню ехал груженный деревом, ехал медленно и тут смотрю ты стоишь. Мне в общем некуда тебя было посадить, но я остановился чисто из вежливости.

- Хорошо, а моральное то удовольствие было от работы в гитарной мастерской?

- Да, его было много.

- А у тебя есть в голове какая-то фигня типа "Вот я изменил Россию, дал ей гитар, показал, что мы тут тоже не только лаптем" и все такое?

- Я не особо думал о таких штуках, но есть удовлетворение, что рискнул, бросился в водоворот и выплыл в итоге. На самом деле весь капитал, что я заработал на мастерской - это просто возможности, которые для меня открылись в будущем другом бизнесе.

- То есть ты говоришь о том, что заработал опыт, знания, имя?

- Ну да, причем если говорить об имени - то это не то, что меня знает каждый гитарист, а именно имя в бизнес-кругах музыкальных инструментах, где меня знают как надежного нормального партнера.

- Есть ли вариант, что ты когда-нибудь вернешься в бизнес по созданию гитар? Или это уже все кончено?

- Может в старости, когда у меня будет свой дом и в его дальнем углу будет своя небольшая мастерская. Я буду делать там гитарки и продавать за бешенные деньги, ибо это будут гитары, которые сделал лично Шамрай.

- Неужели ты не сделал сам полностью ни одной гитары?

- Две сделал - свою и ту на которой играет Гена Лаврентьев.

- А сейчас ты мог бы сделать гитару? Прийти в бывшую свою мастерскую, взять в руки оборудование - тебя же никто гнать не будет.

- Я могу сделать гитару. Я умею делать гитары. Я все знаю про это. Но я никогда не ставил перед собой задачи делать гитары - я был продавцом и менеджером. Ну и какое-то время производственником. Но если посчитать сколько я покрасил гитар в свое время - это несколько тысяч (!!!). А сколько я забил ладов, обработал корпусов, пилил дерево, паял, собирал и море всего остального - это можно суммировать в очень много гитар. Я делал все. Но полностью от начала до конца собрал только две гитары. Гена то до сих пор играет на той гитаре. Помню мы перерыли весь склад тогда в поисках лучшего дерева - ведь мы работали там и делали гитары для себя.

- Как ты думаешь, какое будещее сейчас есть у гитар Шамрай?

- Думаю такое же как и настоящее. Компания вышла на орбиту. Никакого ускорения ей не нужно и не предстоит. У мастерской есть стабильные спрос за рубежом и на нашем рынке. И последние года четыре мастерская ограничена только своими возможностями по производству.

- То есть спрос больше чем мастерская Шамрай может сделать?

- Мастерская не может сделать больше, ибо много узких мест типа количество мастеров, возможности покрасочной камеры.

- То есть проблемы кадров и оборудования?

- Да?

- А если привлечь инвестиции то можно увеличить объемы ибо спрос есть?

- Конечно. Можно построить какую-то фабрику. Но мне если честно кажется так делать не надо потому что спрос хоть и превышает возможности производства, но не намного - чуток. Просто небольшая очередь. Но не такая чтобы все захлебнулось когда набирается большое количество заказов и нет возможности выполнить все.

- Хорошо. Ну а в чем секрет Саша? Я имею в виду секрет успеха. Почему все блять получилось?

- С моей точки зрения это все потому что несколько лет я засыпал и просыпался только с одной мыслью "это должно получиться".

- То есь вся хуйня проста - "Труд, труд и труд"?

- Ну наверное еще и удача. Много ведь проэктов рушилось из-за нелепых случайностей - пожаров, бандитов или еще чего-то. Но нас бог миловал.

- Хорошо, почти понятно. Тогда говори почему отдал все это?

- Потому что понял, что не могу сидеть на двух стульях. Мне более интересен другой проект. А совмещать это и находиться в двух разных местах я не могу потому что не могу все контролировать и быть в курсе всех процессов. И для производства я стал тормозящим фактором.

- Ну ностальгия то есть какая-нибудь?

- У меня, Сереж, нет времени ностальгировать - очень плотный график работы и очень много семейных событий. И получается, что работа и семья не оставляют времени ни для чего другого. Даже на то, чтобы задуматься.

- Хорошо. Бог с ними, с гитарами Шамрай, тем более ни мне ни тебе они не грозят в будущем. Давай перейдем к проекту, который поначалу был вторым относительно гитарного производства, а теперь - твое главное дело. Как я понимаю - это интернет-магазин buymusic.ru. Рассказывай все! Свет мой зеркальцо скажи.

- Так как мастерская не была коммерчески успешным проектом по-началу... А мне при этом очень нужны были деньги - хотя бы чтобы отдавать долги. А у нас всегда были потенциальные клиенты на что-то помимо наших гитар - они покупали чехлы к гитарами, процессоры, примочки и прочее. И мы торговали разным оборудованием, которое закупали у наших поставщиков помимо комплектующих.

- Грубо говоря, закупая в A&T Trade звукосниматели Seymour Duncan и колки Fender по оптовым ценам, ничто не мешало вам там же купить усилитель Vox или процессор DigiTech по той же оптовой цене?

- Ну да, это была золотая жила, легкие деньги. Поэтому даже если клиенту нужна была гитара Fender, а не Shamray - то мы и ее ему продвали, купив в A&T Trade. Мы стали делать так с самого начала.

В 2003 году, когда мастерская начала нормально работать и появились первые западные заказы с ценами переваливающими за 1000 долларов - производство стало себя окупать. Я тогда захотел торговать музыкальными инструментами и сделать интернет-магазин. Тогда у меня появился заместитель в мастерской. И я начал потихоньку отходить от производственных дел. До обеда я сидел дома за компьютером, занимался сайтами, товарами и продвижением, а после обеда ехал в мастерскую. В результате у меня было первое подобие интернет-магазина на сайте guitarist.ru - я изучал весь механизм этой работы, развивал связи с поставщиками, и у меня были какие-то заказы - я же сам их и развозил клиентам. Все это было "по-серому", то есть нелегально, но кого это останавливало?

В 2004 году у меня был примитивный интернет-магазин, налаженные связи с поставщиками и готовые идеи о том как это должно все работать в плане полной организационной схемы. Тогда нормальных интернет-магазинов фактически не было. И вот в этом 2004 году у меня была очередная случайная удача. Я встретил своего старого знакомого, с которым не общался лет 10-12. Это был тот музыкант, что в 1992 году показывал свой заказной Russtone, соблазняя меня на эту же гитару. И когда мы вновь встретились, он уже не был музыкантом, а занимался бизнесом - у него был интернет-магазин по продаже часов buyclock.ru. При этом он хотел выйти с интернет-торговлей на рынок товаров для музыкантов - у него были готовые программы, шаблоны и прочие необходимые вещи. Не было только самого товара, связей с поставщиками и понимания того, что нужно было в данный момент музыкантам.

И вот мы встретились и сразу поняли, что у нас громадные возможности для сотрудничества. Он бы занялся программной частью магазина, я бы его наполнил товаров. Мы бы посадили двух девочек - одна занималась бы обновлением сайта товарами, вторая работой с клиентами. И в результате в течении двух лет была продуктивная работа. И мне начала капать копеечка, которая очень помогла во всем, в том числе и разобраться с долгами.

- Красивое начало. Как закалялась сталь. Было ли еще что-то интересное?

- Ну в 2006 году так случилось, что коллектив buymusic.ru сменился полностью на 100 процентов. Все случайно. Девочка-менеджер ушла в декрет, девочка-оператор ушла на другую работу, и еще один менеджер ушел к поставщикам работать. Тогда я понял, что сидеть на двух стульях невозможно. Поэтому 1 сентября 2006 года я сел в офис buymusic.ru как руководитель, а не как акционер-учередитель, что иногда подключается к процессу, а как работник. И тогда мы стали пузыриться и идти вперед, ломать голову "как сделать взлет ракеты". Начали думать как продвигать сайт, как организовывать работу. В результате пошли хорошие продажи, пошел быстрый рост магазина.

И через два года я уже ездил на иномарках и не знал особых проблем с деньгами. А к мастерской стал остывать. Потому что деньги - эта такая штука - мера того, как у тебя получается вести дело. За всю жизнь я не заработал просто так ни одной копейки, чтобы она свалались просто так без усилий и работы, без мыслей и идей. Поэтому когда от этого пошла отдача - я понял, что это то, чего я хочу - делать что-то и получать ощутимый результат. В чем-то материальном, а не просто раскрученное имя в стране и зарубежом. Ведь то что мои гитары знают более чем в 30 странах - это на хлеб не намажешь и в виде игрушки ребенку не подаришь, на это не сядешь чтобы поехать на дачу.

- Боюсь после твоего рассказа сотни неудавшихся гитаристов (и даже эти с басухами) бросятся делать интернет-магазины, позабыв про рокенрол. Все же хотят ездить на дачу на иномарках. Как я понимаю на этом история еще не закончилась?

- В январе 2008 года, когда мы делили радостно заработанное в Новогодние праздники бабло, был звонок от директора Московского МузТорга и пригласил пообщаться с главными людьми в МузТорг и A&T Trade. Я тогда вроде как спросил себя, что им нужно и зачем это все? Но с другой стороны уже знал, что будет дальше после того как положил трубку телефона. А это было начало 2008 года - все было безоблачно, это был пик, когда весь бизнес был в эйфории от того, что все получается. Кризисом тогда и не пахло. Куда не вложи хоть копейку - рост будет нереальный.

Мне предложили продать buymusic.ru холдингу A&T Trade с последующим вхождением моего магазина в структуры сети магазинов МузТорг. Мы приняли предложенные условия. Помимо продажи, мне предложили руководить в дальнейшем buymusic.ru на правах наемного менеджера.

- То есть вся эта хуйня заключалась в следующем. Ты был работником наемным. Потом появился один бизнес и затем второй. Дальше ты отдал тот первый бизнес и продал второй. И стал обычным человеком как все? Сотрудником какой-то большой корпорации?

- Да. Это именно так. Мы удачно продали buymusic.ru. Но что касается меня, то все полученное - я просто инвестировал в будущее своих детей - ни одной копейки не было отнесено в кабак или просто потрачено на себя. Хотя конечно мы выпили и не раз. Но на сто процентов эти деньги не спущены и не прогуляны.

- Скажи вот с точки зрения психологии и мироощущения что-то изменилось в тебе? Ведь быть собственником и командиром - это совсем иная вещь нежели наемным сотрудником - ведь каким бы ты не был, даже в твоем случае начальником6 - всегда есть кто-то выше тебя, кто ебет твой мозг. Многие затраханные идиотизмом руководства сотрудники корпораций мечтают о том, чтобы свалить от туда, избавиться от ярма тупорылых начальников и стать хозяевами себе, а ты наоборот загнал себя в рабство в обмен на бабло и кусок покоя. Ты теперь тоже кусок офисного планктона.

- Я так не считаю. И не чувстую себя офисным планктоном. Я ощущаю себя реально самостоятельной фигурой, которая может очень многое. У меня есть огромное поле деятельности, где меня никто не ограничивает. И мне его достаточно с головой для все реализации себя.

- Тебя могут сейчас уволить нахуй из buymusic.ru?

- Наверное да.

- И buymusic.ru больше не будет с тобой.

- Меня это не сильно тревожит. Не больше, что я могу простудиться и заболеть. Мне будет какое-то время некомфортно, но я выздровлю и все будет нормально.

- И тебя не будет печалить, что твое детище уйдет от тебя?

- А я думаю, я в состоянии создать еще не одно детище. У меня есть разные идеи, за которые мог бы взяться, но пока нет времени. Я не считаю buymusic.ru вершиной того, что мог бы создать. Весь прикол в том, что я очень легко генерирую идеи. Они могут рождаться спонтанно, или после книги, фильма, беседы с кем-то. Идей очень много. Поэтому я уверен, что и без buymusic.ru, если вдруг случиться, я запросто смогу еще что-то замутить.

Идеи у меня очень разные. От производственных и до совсем новаторских. Например построить в ста километрах от Москвы хутор и сделать там нечто туристическое. Этническое направление.

- Ха, чувак. Ты читал "Удушье" писателя Чака Паланика? Там эта идея по полной выебана.

- Нет, не читал.

- Надо, Саша, надо. Это блять такая книга. Вообще Паланик - это наше все.

- Эх, у меня вообще большая беда и даже грех, признаться, что после института у меня фактически не было времени открыть книжку и что-то почитать. Я был лишен возможности.

- Сейчас то есть время? Ты ездишь на машине. Говорят есть такая хуйня - аудио-книги - типа поставил и слушаешь.

- Сейчас есть немного времени и я читаю взахлеб.

- Это клево. А музыку ты сейчас слушаешь хоть какую-то? Ну целе-направленно.

- Нет.

- Я так послушал в твоей тачке звук пока ехали сюда - и он какой-то так себе, не для фанатов звуков. И я сразу подумал, что ты не заешься на качестве звука не особо много в машине балуешь себя музыкой.

- В машине я слушаю либо радио, либо у меня есть несколько дисков, которые доставляет удовольствие слушать. Тот же Faith No More с альбомом 95-го года, я могу его бесконечно его слушать - чумовейший альбом. Странно, но я часто слушаю "Гражданская Оборона".

- А как на счет любимых гитаристов? Ты же слегка близок гитаризму? Я вот схожу с ума от Jeff Beck.

- Гитаристов любимых у меня нет. У меня есть такое ощущение, когда я слушаю разные песни-композиции вдруг могу ощущить, что идут мурашки по коже.

- Это блять нормально. У меня от Киркорова даже блевать пробивает, а не то что мурашки.

- Ты знаешь, мы однажды на Ниве еще ехали на дачу со Светкой (жена) - было лето, жара - и я поставил кассету Steve Ray Vaughan и он там переигрывал песню Hendrix.

- Блять, клянусь, это был Little Wing, сам схожу с ума.

- Да, это была она. И вот на меня Светка смотрит и говорит "Я фигею с тебя. Ты в жару едешь весь в мурашках". А у меня на руке "гусиная кожа" и волосы дыбом стоят. Он доиграл свое слово, а я ловлю себя на мысли, что бывает, когда гитарная музыка втыкает настолько в унисон когда я реально покрываюсь мурашками и испытываю настоящее непонятно какое физическое удовольствие. Именно физическое, а не моральное или эстетическое. Не знаю как это объяснить.

- Ну мне кажется я это понимаю. Все таки тоже много слушаю гитары и тоже тащусь от нее, этой ссуки. Скажи, вот у тебя не бывает сейчас желания поиграть на музыкальном инструменте?

- Знаешь спустя какое-то время после того как мы начали играть я понял одну вещь - я не музыкант. Я считаю музыкант - это тот человек, который может мысль возникшую в голове пальцами воплотить в звук. А я не могу. И импровизировать не могу.

- Ну а получить удовольствие от игры ты можешь?

- Я получал огромное удовольствие когда мы репетировали и выступали как группа. Это было единство. Но все что мы играли - я просто хорошо учил партии, хотя я много сочинял, для меня это не сложно.

- Это понятно, а я просто вот дома прийти и взять в руки гитару. Или опять нет времени?

- Нет времени и потом у меня желание не взять гитару, а вот чтобы на балконе у меня стояла электронная ударная установка. Вот сесть за нее, надеть наушники и удолбиться.

- И что мешает?

- В списке покупок эта установка у меня где-то далеко хвосте. Много работы и остается мало времени на семью и семья этим недовольна.

- В глазах женщин ты выглядишь идеальным мужчиной - все чем ты живешь - это семья и работа.

- Моя жена вряд ли так скажет. Ей кажется, что у меня есть только работа а на остальное мне наплевать.

- Ну она же женского пола, поэтому такие мысли для них всех - обычное дело.

- Но если честно у меня только последний год появились свободное время и возможности проводить нормально время на выходных с семьей и друзьями. Если честно то только вот прошедшим летом я первый раз в жизни был за границей, в первом отпуске своем отпуске. Это была Турция, где находился с семьей.

- Понравилось?

- Да. И поэтому по возращении у меня начался обратный отсчет до следующего отпуска.

- Поздравляю, ты стал нормальным человеком как мы все - теперь ты живешь только выходными и отпусками.

- Да и это на самом деле очень клево. Это тот неожиданный плюс от того, что я перестал быть предпринимателем, владельцем бизнеса. Теперь у меня есть личная свобода, а раньше ее не было - я был раб процессов, которые сам же и создал.

- Ладно хватит про процессы, у нас пиво, давай о нормальном. Вот сделаем приятно гитарным маньякам и спросим что-то для них близкое. Есть какая-то гитара на свете, для тебя наиболе симпатичная и близкая к идеалу?

- Если бы меня привели в гитарный магазин и сказали "Саша, выбирай одну гитару", то я был взял Fender Stratocaster санберстового цвета с большой головой грифа. Мне было бы достаточно.

- Саша, скажи а ты как гитарный производитель, когда-нибудь думал о великих гитарных чуваках, что изменили мир? О Лео Фендер или Лес Поле?

- Нет, Сереж, не думал. Все, что я о них знал - это только то, что ты о них писал. Я не вдавался в эти истории, ибо не был изобретателем - и все, что мы создавали - это была просто реализация того, что весь мир изобрел и то, что нужно было людям.

- А вот когда у тебя работали гитарные мастера, ты ощущал, что кто-то из них реально гений и очень талантлив? Или все это хуйня и ребята - они просто обычные труженнники?

- Знаешь, гениев не было. Но думаю если некоторых моих мастеров - Диму Сушкова, Пашу Башмакова поместить в ту среду - то там афигеют. Потому что люди, которые могут на коленке сделать тоже самое, что на Custom Shop всех эти фирм..

- Ты говоришь почти тоже самое, что и Юра Шишков - он говорил про то, что может сделать все это супер-гитарное и без условий мега-фирмы, в отличие от большинства раскрученных мастер-билдеров.

- Правильно. Станки - это инструменты - на них могут и обезьяны работать, а ведь могут и люди, которые могут и без них сделать. Просто станки им помогают делать больше и быстрее.

- Чтож, Саша, время почти полночь, в пизду все эти базары, мы все выпили и съели, думаю пора валить отсюда нахуй по домам, и потому скажи главное - ты ощущаешь себя счастливым человеком? Можешь сказать, что жизнь - прекрасна? У тебя вот есть до хуя, чего у меня пока нет и чего бы я хотел. Работа, которая нравится. Семья любимая. Все хорошо?

- Серега.. Жизнь она вообще прекрасна!!!

- Чтож, звучит ободряюще. Спасибо тебе - был приятный вечер, думаю надо будует еще попить пивка в будущем, но только без этого ебанного диктофона - ты возьмешь жену, ну и я бабу симпатичную какую-нибудь. А сейчас просто скажи что-нибудь позитивного для нашего сайта - сделаем небольшой mp3-файл для наших пацанов.

Звуковой файл.

08.03.2010

P.S.

- Пока нам несут счет - позволь один глупый вопрос. Меня тут просили узнать национальность твоей фамилии. Странные люди. Знал бы ты как меня заебали моей фамилией за всю мою жизнь.

- Фамилия Шамрай украинского происхождения. Этимология сообщает, что было такое слово «шамрить» - создавать шелест, шум, рябь на воде, движение. Мне нравится вытекающее из этого определение, что «шамрай» - тот, кто создает движуху и мутит воду – это мне близко. Мой дед Шамрай Григорий Федорович родился в Украине в Черкасской области, и в той деревне были сплошные Шамраи. В 1940 году его призвали на срочную службу, он прошел всю войну, участвовал в Параде Победы (исполнял на большом барабане в оркестре), потом остался служить в Москве, но позже пошел работать на Электромеханический завод. Там он был самым передовиком и даже уже когда вышел на пенсию, его всегда звали перематывать самые сложные моторы. Он дожил до 83 лет, оставаясь отчаянным трудоголиком, вырастил трех сыновей. А другой дед Шварц Борис Наумович был нереальным химиком, до старости учил студентов, а еще был одним из первых советских эсперантистов. А все мои бабушки были русскими.




- Сайт
- Форум
- Почта


__________________

musicforums.ru:
- Гитаристы
- Барабанщики
- Басисты
- Вокалисты
- Клавишники
- Куплю-Продам