И дым отечества нам сладок и приятен

В докризисные времена гитарный бизнес в России развивался такими стремительными темпами, что дело дошло до того, что специально для нашего рынка производителями выпускались эксклюзивные модели. Поскольку в роли Российского бренд-менеджера я был человеком, приложившим к этому руку, попробую рассказать о том как это было в принципе и какими соображениями при этом приходилось руководствоваться.

Вообще «создавать велосипед» – занятие достаточно сложное в плане улучшения готовых вещей, но с другой стороны невероятно приятное, как и любой вид творчества. «Русские» гитары от ведущих мировых производителей – раньше об этом можно было только мечтать. Мне казалось, что если на рынке появятся инструменты сделанные для нас то это будет мощный рекламный ход с одной стороны и отлично сделанный продукт с другой стороны.

Особенности национальной охоты.

автор текста : Сергей Тынку

Надо сказать, что прежде чем разместить свой первый заказ на «русскую серию» у меня уже был некоторый опыт в проектировании моделей, выходящих за рамки фабричных серий. Это были гитары для меня лично и несколько для моих друзей, которые попросили помощи.

Однако, думая о гитарах для народа, я старался не допускать влияния своих собственных вкусов. Вообще как мне кажется для гитарного менеджера любого уровня (начиная от продавца в магазине) главное не умение играть на инструменте, не запас знаний о конструкции инструментов, а понимание рынка – то знание того, какие именно инструменты нужны народу, что он хочет купить, а чего нет.

Ибо как правило производитель выпускает великое множество инструментов и желает чтобы в магазинах они были все. Однако, с точки зрения руководства магазина, вкладывать деньги в непопулярные (непродающиеся) гитары – нецелесообразно. Эффективный бизнес заключается в том, чтобы закупить для магазина именно те инструменты, которые можно продать как можно скорее – то есть заработать свои в кратчайшие сроки.

Исходя из этих соображений необходимо разбираться в коньюктуре рынка (знать спрос) и пытаться ограничить влияние собственных симпатий на то какие инструменты ты заказываешь для последующей торговли.

Попробую пояснить на доступном примере – мне например очень нравятся голубые Fender Telecaster. Но как менеджер я понимаю, что в нашей стране в тысячу раз более популярны черные гитары Ibanez RG – то есть с точки зрения торговли они более нужны народу. Поэтому наверное у меня лично нет ни одной гитары «русских» серий – эти инструменты я придумывал не для себя, а для народа как бы пафосно это не звучало.

Разумеется идеальных менеджеров в реальности не бывает. И никто на сто процентов не сможет предугадать спрос на гитары. Но стремиться к этому нужно. Ладно, в сторону прелюдии, давайте поговорим о конкретных гитарах.

Fender Custom Shop Russian Strat
Master Build by Yuriy Shishkov
First Edition 2006

Так сложилось, что на самом большом в мире рынке гитар (то есть в США) гитары Fender современного стиля менее популярны нежели классические модели «лохматых» годов. Поэтому в каталоге Fender (особенно по части Custom Shop) такого рода инструментов совсем немного. В России же наоборот – самой желаемой моделью была навороченная гитара American Deluxe.

Конечно же заказать «русифицированных» версий этого инструмента было бы более уместно с точки зрения бизнеса. Однако, в таком случае Fender потребовал бы размещения заказа на очень большое количество инструментов – неподъемное для нашего рынка. Другое дело Custom Shop – они могут делать небольшие партии гитар.

В результате было решено делать на Custom Shop, благо к тому времени в Россию уже стали приходить и успешно продаваться инструменты этого уровня. За основу была взята модель American Deluxe.

В создании Russian Strat была одна сложность – хотелось чтобы гитара по прежнему выглядела как strat, но при этом имела уникальную внешность по которой ее можно было бы легко отличить от других Fender. Поэтому был выбран достаточно популярный но в тоже время не совсем типичный для Fender цвет – Aged Cherry Burst. Еще две редкий вещи – это металлические крышки для датчиков и пикгуард с пластиковой основой и деревянным топом.

Gibson Les Paul – это одна из самых любимых в России (и не только) гитар. Поэтому в Russian Strat было решено добавить немного «гибсоновских» фишек – помимо явно «леспольного цвета» и крышек датчиков, корпус и пикгуард были покрыты не просто кленом, а flame (полосатый, волнистый). Из такого же клена был сделан гриф.

В целом внешне инструмент получился необычайно ярким и пламенным. Выйдя с таким на сцену оставаться незамеченным было бы невозможно. По моим наблюдениям именно такие яркие гитары наиболее популярны в России, наравне с просто черными конечно.

Чтоже, касается конструкции, то никаких изменений в концепцию American Deluxe внесено не было. Главное отличие состояло в невероятно агрессивных звукоснимателях «Ivan The Terrible» (Иван Грозный), которые Юрий Шишков придумал и изготовил вручную изначально для этой серии.

Для России этих гитар было заказно десять штук. Узнав об этом, покупатели из-за рубежа стали общаться в Custom Shop с заказом на эту модель. В результате Fender повесил описание гитары на своем сайте и Юрий стал делать подобные инструменты для покупателей по всему миру.

Более того, спустя пару лет, Юрий стал на базе этой модели делать гитары покрашенные целиком (вместе с грифом) в один какой-то цвет. В Россию приходило 12 подобных гитар (5 – Sienna, 5 – Green, 1 – Burgundy, 1 - Purple).

Fender Custom Shop Russian Strat
Master Build by Yuriy Shishkov
Second Edition 2007

После того как первые десять гитар Russian Strat достаточно быстро продались, было решено заказать следующие десять. Однако, к ним были внести некоторые изменения.

Во-первых, голову грифа решено было сделать покрашенной в цвет корпуса.

Во-вторых, материал грифа сменился на birdeye клен вместо flame. Дело в том, что в наших климатических условиях flame проявил себя в качестве крайне нестабильного материала, требующего постоянной работы анкерным ключем. Birdeye же наоборот являлся крайне «сильным» кленом, почти нереагирующим на перепады температур, влажности и прочего.

В-третьих, лаковое покрытие на втором выпуске русских стратов было глянцевым (блестящим), в отличие от матового на грифах первого тиража. Это было сделано чисто из эстетических соображений чтобы гриф внешне был в одном стиле с корпусом.

Эти инструменты были сделаны в 2007 году, однако до нашей страны доехали только в 2008.

Fender Custom Shop Russian Strat
Master Build by Yuriy Shishkov
Third Edition 2009

Эти гитары были запланированы, но в производство не запускались по причине наступившего кризиса. От второго издания стратов они бы отличались только большой в духе 70-ых головой грифа и металлическими ручками регулировки.

Fender Custom Shop Ukrainian Strat
Master Build by Yuriy Shishkov
First Edition 2008

После того как появился Russian Strat наши коллеги на Украине сообщили о том, что местные гитаристы также хотят свою национальную модель. Возражений этому не было и ребята из Киевского офиса A&T Trade стали думать о спецификации новой модели.

За несколько месяцев жарких споров какого-то окончательного решения они не приняли и тогда я поняв что они еще долго будут думать, сам написал на Fender о том что нужна модель такая же как Russian Third, но традиционного фендеровского трехцветного.

На Fender Custom Shop тогда была горячая пора и очень много заказов. Они немного напутали и в результате новая модель имела свойства всех трех версий русского страта.

От третьей (так и не вышедшей) ей достались металлические ручки.

От второй – крашенная голова грифа.

От первой – все остальное, включая flame гриф с матовым лаковым покрытием.

В результате фендеровской путаницы на украинском страте не хватало еще пару деталей с русской модели. В частности вместо стрэплоков Schaller стояли обычные ременные «пуговицы» и на двенадцатом ладу не было логотипа Fender Custom Shop.

Однако, не смотря на все это, новый инструмент отлично выглядел и прекрасно звучал. И потому все десять гитар продались в Киеве буквально за пару недель. И высокая цена этому не помешала.

Fender Custom Shop Russian Strat
Team Build
First Edition 2007, Second Edition 2008

Одновременно с выходом первой и второй серии русских стратов Master Build было заказано по десять гитар Team Build. Эти инструменты имели цену несколько ниже и внешне выглядели не так ярко как Master Build.

На них стояли серийные датчики Samarium Cobalt Noiseless и обычный пластиковый пикгуард, имитирующий белый жемчуг.

Jackson Custom Shop
Russian Randy Rhoads 2008

Менеджеры Jackson Custom Shop озабоченные нашей активной работой с Fender попросили придумать какую-то русскую серию по Jackson. В результате была взята модель RR, в ней исправили некоторые недостатки с точки зрения российского потребителя и добавлены новые черты.

Изначально все RR почему-то делали с 22-ладами (модели RR24 тогда еще не было), что отличалось от прочих джексоновских моделей типа Soloist. Было решено добавить пару ладов.

Изобилие и расположение ручек и переключателей на оригинальной модели также не раз вызывали нарекания музыкантов. Поэтому их слегка упорядочили, а от пикгуарда было решено отказаться в принципе.

Gibson Les Paul – самый популярный в России инструмент для тяжелой музыки. Поэтому Русский Роадс был «гибсонизирован». Это коснулось не совсем типичного для RR дерева – гриф и корпус из махогони, а также кленовый топ на корпусе. А также «гибсоновский» цвет, который был идетичен русскому страту, создавая какой-то особый русский стиль. Датчики решено было оставить традиционные Seymour Duncan JB&Jazz, но на них появились крышки в «лесполовских» традициях.

Людям из Jackson новая модель понравилась сразу же и потому они сделали аж двадцать гитар вместо десяти нами заказанными. Поэтому одновременно с Россией эти гитары с надписью Russia на анкерной крышке появились и в США.

Ibanez Japan
RG Russian Gun 2008

Начав производить руссификацию, было очень трудно оставиться. И поэтому следующей моделью была выбрана Ibanez RG. За основу была выбрана самая навороченная модель со сквозным грифом. Датчики Seymour, более надеждый переключатель вместо ручки тембра, «лесполовские» сочетания древесины и тот самый «гибсоновский» цвет – рецепт был прост.

Новую модель решено было назвать Russian Gun (на голове грифа), что перекликалось с абревиатурой RG. Было выпущено 15 таких инструментов.

Gibson USA
Les Paul Russian 2009

Эта модель так и осталась в проекте (и на файле фошопа), поскольку пришедший кризис не дал шанса на выпуск такого инструмента.

За основу был взят Les Paul Standard образца 2002-2003 годов с тонким профилем грифа 60 Slim Taper. Бриджевый датчик был заменен на 500T - самый агрессивный из гибсоновских. Он был без крышки – чтобы создать ассоциацию с личной моделью Jimmy Page, невероятно популярного в нашей стране. Разумеется, на потенциометры нужно было установить «отсечку катушек на синглы».

Древесину накладки грифа планировалось заменить на черное дерево вместо палисандра. Колки заменить на локовые и установить стрэплоки, без которых лесполы имеют обыкновение слетать с ремня.

Сам корпус подразумевалось сделать по образцу Les Paul Axess – то есть более тонким, со срезанной по-джексоновски пяткой и вырезом «под живот».

Ibanez JEM7EAFXBK 2009

Эта гитара не была создана специально для нашего рынка, но поскольку идея ее выпуска также была моею, думаю будет не лишне сказать о ней пару слов.

Летом 2007 года в аэропорту Шереметьево Steve Vai проводил время ожидая рейса к себе домой в Калифорнию после Московского концерта, организованного гитарным отделом A&T Trade. Помню мы сидели всей нашей братвой и я неторопливо общался со Стивом на тему гитар. Разговор свидетелем которому была толпа наших корешей был примерно такой.

- Стив, что нам стоит ожидать новенького из твоей серии Jem в следующем году?
- Сергей, я пока не придумал. Может ты подкинешь какие-то идеи, у тебя их всегда навалом?
- Может стоит выпустить гитару с фиксированным бриджем?
- Но ведь тогда это будет уже не моя модель.
- Ну как не твоя, ведь у тебя же есть наверняка в коллекции гитары без тремоло и ты играешь на них.
- Ну да, у меня такие есть.
- Ты подумай о тех кто хотел бы купить твою гитару но ненавидит флойд – например я. А еще подумай о тех кто уже купил твой Jem и теперь если и будет брать вторую гитару, то явно слегка другую, а не еще одну подобную.
- Хорошо, надо подумать о Jem с фиксированным бриджем.
- А еще наверное неплохо бы сделать Russian Jem. Мы уже заказали русские страты, роадсы и даже рг. Думаем о русском лесполе. Ты у нас в стране мегапопулярен и потому если сделать ограниченный тираж русских джемов какого-нибудь необычного цвета, то думаю их сметут из магазинов.
- Идея красивая, но не хотелось бы делать только русский, ведь я артист международный.
- Хорошо, сделай кучу джемов разных цветов – для каждой страны свой. Будет Jem International.
- Боюсь это не получится, Ibanez потребует тогда чтобы от каждой страны было выпущено определенное большое количество гитар, а это не все дистрибьюторы потянут.
- Ну тогда возьми все одного цвета, но просто небольшой флаг где-нибудь лепи на гитару.
- А вот это отличная идея. Мне кажется так еще никто не делал.

Я почти забыл тот разговор, прошел почти год. И осенью 2008 года в рассылке по электронной почте Ibanez прислал мне и другим менеджерам контор что их дистрибьютируют идею, которую попросили держать в секрете.

В файле pdf была нарисована гитара Jem с фиксированным бриджем. И логотипом Steve на фоне флага США. Японцы рассказывали о новой идее с международным джемом и спрашивали сколько гитар со своим флагом готова заказать каждая страна. Им нужны были предварительные цифры для того чтобы окончательно решить запускать эту идею в жизнь или нет.

Помню спустя месяц когда я встречался с представителями Ibanez на переговорах они шутили: Сергей, пожалуйста не надо больше ничего советовать Стиву. А то вы с ним поболтаете, а у нас потом болит голова как все эту безумное воплощать в жизнь. Я отвечал им, что если вы настоящие самураи то иного пути у вас нет.

К сожалению, этот проект был воплощен только наполовину. Гитара с фиксированным бриджем вышла. Но от идеи с флагами было решено отказаться, поскольку все тот же экономический кризис уменьшил спрос на дорогие гитары, толкнув обедневшие массы гитаристов в сторону более доступных инструментов. Видя эту тенденцию менеджеры ведущих стран прислали очень небольшие планы по закупкам этой «флаговой» модели и потому было решено делать один на всех Jem с рисунком земного шара.

23.11.2009

 




- Сайт
- Форум
- Почта


__________________

musicforums.ru:
- Гитаристы
- Барабанщики
- Басисты
- Вокалисты
- Клавишники
- Куплю-Продам