Иметь или не иметь?
Дайте мне таблеток от жадности
и побольше, пожалуйста. побольше.

Поговорим о ярлыках, которыми одни маньяки гитары щедро награждают других. На прошлой неделе я излагал свои мысли про «диванных», в будущем планирую описать разного рода «дрочеров», «бардов» и прочие виды насекомых. Ну а сегодня хотелось бы затронуть тему коллекционеров чучел мертвых обезьян, спичечных коробков, пивных этикеток и автографов знаменитых поэтов прошлого.

На свете всегда есть как минимум два взгляда на любую личность (например, через оптический прицел, либо по камерам наружного наблюдения). В любом случае есть и то, кем человек сам себя считает. И существуют точки зрения того, кем тебя видят окружающие люди. Тот же с нелепыми усиками дядька по имени Адольф Гитлер наверняка на полном серьезе полагал себя спасителем человечество. Но вот почему-то для подавляющего большинства он останется в памяти безумным маньяком-убийцей.

Иметь или не иметь?

Мое лично суждение в плане ярлыков таково, что если деятельность человека не затрагивает окружающих, то его частное мнение о нем самом должно быть приоритетным. Поэтому например если у вас есть член, но кто-то при этом просто так считает вас гомосексуалистом помимо вашей воли (ну допустим вы не там припарковались), то он неправ – ибо выбор ориентации должен целиком лежать на вас самих. Другое дело если вы совершили акт мужеложества, то тогда ваш партнер сто пудов имеет основать видеть в вас представителя секс-меньшинств.

Тоже самое наверное должно быть и со статусом коллекционера. Это в воры вас могут записать без вашего согласия, достаточно лишь украсть что-то и чтобы об этом пронюхали не дай бог окружающие. А вот коллекционировать или нет – ваше приватное дело.

Хотя как правило мир не идеален и потому сейчас в России для того чтобы вас записали в коллекционеры гитар, вашего согласия отнюдь не требуется. Достаточно того, чтобы у вас было больше одной гитары, либо чтобы ваша гитара была по чьему-то мнению не просто дорогой, а обладала коллекционной стоимостью. Кто где и когда решил где проходят те количественный и ценовые пороги – неизвестно никому. Каждая бабушка у подъезда имеет свои критерии для того чтобы назвать вас предателем Родины. И я с ней согласен полностью - враг ты натуральный.

Кстати, в этой связи хотелось бы узнать – можно ли меня считать коллекционером кроссовок на основании того, что у меня их несколько пар? И трусов тоже. И джинсов. И если нельзя, то чем кроссовки отличаются от гитар? Если я использую и то и то? Причем иногда одновременно (гитару, джинсы и кроссовки.. и трусы).

Мы живем в удивительное время. Все отечественные гитарные маньяки вокруг уверены, что страна полна коллекционеров гитар, но никто еще почему-то открыто не назвал себя в качестве коллекционера - наверное это синдром подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко. Я надеюсь, что ты не смотря на все эти шутки о размере головного мозга рок-музыканта, все таки читал эту книгу и от того не требуется рассказывать о ком речь идет.

Волею судеб я кстати семь лет отработал в системе торговли гитарами и видит бог, что чаще меня в гитарные магазины ходят только продавцы. И вот представьте никогда не видел ни одного человека, который заявил бы о том, что покупает инструмент для коллекционирования. Все люди которых видел и знаю - какие бы дорогие инструменты они не покупали, и в каких бы количествах не затаривались - каждый из них говорит, что это ему необходимо для игры на них. И ни один не признался, хотя я даже пробовал применять пытки.

Наоборот, у нас даже те модели гитар, что на западе считаются коллекционными и на которых никому не придет в голову играть - у нас с ними выходят на концерты. Например, Fender Custom Shop Master Build Jeff Beck Esquire Tribute. Это $15000 копия (со всеми шрамами) древнего телекастера товарища Jeff Beck, на котором он играл в Yardbirds и который он потом подарил Seymour Duncan. Выпущено всего 150 таких гитар. Я много раз видел в теле-ящике и на фотках в сети как Диана Арбенина из "Ночные Снайперы" играла концерте на таком инструменте. И знаю, что у Николая Девлет-Кильдеева из "Моральный Кодекс" есть такая гитара - я сам ему продавал. И знаю, что Коля на ней играет. И что это коллекционеры что ли? Да плевать они все хотели на буржуйские заморочки - дай им столетний Ролс-Ройс - они будут за картошкой на дачу ездить на нем. А все потому что душа поет и требует искусства.

Кстати вот заграничные гитарные коллекционеры не играют на своих инструментах - кишка тонка у иностранцев. Они держат их в банковских сейфах, либо в домашних музеях. Помню знавал я одного топ-менеджера из Line6. Его звали Пол и он не умел играть на гитаре. И не пробовал никогда. Но дома у него была голова Marshall на которой Gary Moore записал одну из своих самых знаменитых песен. А еще у Пола под стеклом стояла гитара Fender Custom Shop Harley Davidson Strat Special Edition. На этой гитаре никто никогда не сыграл ни одной ноты. И не сыграет. Потому что это коллекционная штучка и на ней главное ничего не повредить - ни потереть и не поцарапать. И ее покупали не для игры. Ее взяли чтобы просто обладать - смотреть, вздыхать, посвящать стихи и поднимать за нее тосты с бухлом. Это и есть коллекция в ее чистом виде.

Можете меня ругать, но в этом знаменательный момент не могу не вспомнить своего друга Владимира Холстинина из "Ария". Зрелище его гитар настолько же прекрасно насколько и безумно. Я не мог в этой статье не выложить фотогалерею его набора в состоянии на сегодняшний день.

Володя - честный человек и он единственный кто откровенно признается, что является коллекционером гитар. И что не смотря на свою профессиональную гитарную деятельность, большую часть инструментов покупал и покупает не ради музыкальных задач. Это просто предметы собирательства, что копят пыль, вися на крюках в стене. И что есть у него одни гитары для сцены и студии. И другие - просто для услады глаз. И не дай бог их поцарапать - ибо там уникальные модели, специальные издания, исторические реплики и прочие штучки для тех кто в клубе коллекционеров.

Так вот скажи, милый друг, после всего написанного мною давай пораскинем мозгами в разные стороны и ответим на один из самых важных вопросов, что стоит ныне перед человечеством: можно ли называть коллекционером человека, что покупает себе гитары для игры на них? Если чувствует он, что требуется ему именно столько и именно таких инструментов чтобы пилить свои затейливые или незатейливые мелодии?

Ведь это же как с почтовыми марками. Кто-то их коллекцинирует, а кто-то при их помощи письма отправляет (да-да существует еще и неэлектронная почта на свете). Кто-то коллекционирует монеты (у меня несколько знакомых собирают одно-долларовые), а кто-то на них пиво себе покупает. Неужели разница до сих пор не видна тебе твоим большим красивым глазом оранжевого как Fanta цвета? Загляни себе в душу, поковыряйся там начинающей ржаветь вилкой и найди в куче непонятных кусков тот фрагмент вещества, что кажется тебе верным с точки здравого смысла. А найдя заверни в газетный лист и спрячь глубоко в кармане посреди ободранных медиаторов и потертых упаковок презервативов.

09.11.2009

p.s. А напоследок позволь мне рассказать о своей коллекции. Много лет подряд собираю стеклянные стаканы, кружки, рюмки, бокалы, фужеры, стопки с алкогольными логотипами. По всему миру из кабаков где бываю то если мне понравилось и настроение хорошее, то на память забираю себе тару из которой пил. Страшная сила - это коллекционирование. Бесполезное, но остановиться не могу. Часто стаканы одинаковые - но из разных мест, например Guiness из Японии, Ирландии, США, Испании и конечно из Москвы. Использовать эти предметы по назначению мне не приходится, поскольку пиво дома я пью исключительно из горла бутылки - мне так нравится, вино из обычных дешевых рюмок из Икеа, а для крепких напитков такие стаканы слишком велики. Поэтому мои коллекционные штучки просто стоят на полках. Страсть в общем есть страсть.